ЕЖД: все о недвижимости в одном документе
- Что такое ЕЖД
- Что включено
- Образец ЕЖД
- Где и как получить
- Что нужно для получения
- Причины отказа
- Кто может получить ЕЖД
- Для чего нужен ЕЖД
Что такое ЕЖД
Когда нужно продать или купить квартиру, прописать нового жильца, получить льготы от государства, требуется оформить большое количество документов. Но процесс сбора необходимых бумаг и поход в госструктуры отнимает много времени и нервов. В этой ситуации поможет ЕЖД, или единый жилищный документ. Это современная «палочка-выручалочка» для тех, кому нужно быстро получить необходимые сведения.
Главная задача ЕЖД — свести к минимуму время прохождения бюрократических инстанций и максимально ускорить и облегчить сбор документов.
Обычно документ действует до 30 календарных дней. Но в некоторых случаях длительность использования может сокращаться. Поэтому, чтобы вовремя сдать ЕЖД в нужную инстанцию, стоит определиться с целями его оформления.
Как проходили операции с недвижимостью раньше
Когда возникал вопрос о продаже квартиры, к сделке нужно было подготовить множество документов и сведений. Учреждения, в которых оформляли бумаги, могли находиться на разных концах города. К тому же, очереди в них растягивались на несколько дней, и это сильно осложняло процесс. Далеко не всегда получалось заполнить заявления и сразу получить заветные справки и выписки. При этом многие документы выдавались на очень короткое время. В итоге, сделки с недвижимостью переносились, а покупатель и продавец теряли время и деньги.
Что изменилось сегодня
В 2005 году алгоритм получения информации упростили, и в рамках проекта «Единое окно» ввели единый жилищный документ.
Чтобы максимально ускорить процесс, вместо множества бумаг был создан новый стандарт. В нем указаны все сведения о собственности. Теперь для сделок с недвижимостью можно планировать дату сбора бумаг, а значит, быть спокойным, что к нужному времени они будут готовы. Если вы оформляете льготы, ЕЖД будет достаточно, чтобы подать заявку.
Инстанции не должны запрашивать информацию в виде отдельных справок, все данные теперь есть в ЕЖД. При этом бумаги, которые вы оформили до этого, не теряют юридической силы.
Такой формат действует в столице и части регионов.
Что включает в себя ЕЖД
Единый жилищный документ содержит следующие сведения:
- выписка из домовой книги;
- справка о составе семьи;
- справка о регистрации по месту жительства;
- справка об отсутствии задолженностей по оплате услуг ЖКХ;
- копия финансово-лицевого счета;
- копия карточки учета для собственника жилья;
- факт нахождения на иждивении;
- регистрация по новому месту жительства;
- смена прописки;
- другие справки, в которых есть информация о квартире и жильцах.
Как выглядит ЕЖД
Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо знать, как выглядит документ. На бланке указывается информация об учреждении, которое выдало ЕЖД, порядковый номер, ФИО должностного лица и другая информация, с помощью которой он идентифицируется. Также необходимо проверить личные сведения: номер и серию паспорта, контактные данные, данные о регистрации и адрес проживания, ИНН, СНИЛС. Внимательно ознакомьтесь с информацией о квартире: типе жилья, количестве комнат, площади, годе ввода в эксплуатацию.
Кроме того, в ЕЖД вносят информацию о кадастровом учете и финансовом лицевом счета владельца недвижимости: номер, дата открытия, баланс. Если у вас есть долг, уточните, по каким услугам, его сумму, а также наличие штрафов. В выписке из домовой книги необходимо указать членов семьи, которые прописаны на жилплощади и внести данные о них. Важно проследить, чтобы были указаны все имеющиеся льготы. Не стоит забывать и о приборах учета, оптимизирующих расходы на «коммуналку». ЕЖД должен содержать полный список счетчиков и подробные сведения о каждом: серийный номер, дату установки, показания на день выписки.
Где и как получить ЕЖД
Есть несколько вариантов оформления:
- в МФЦ «Мои документы». Оригинал документа выдается в день обращения;
- в ЕИРЦ;
- на сайте госуслуг. Когда нет времени на поиск ближайшего МФЦ, документ можно заказать онлайн. Электронный вариант ЕЖД направят в ваш личный кабинет.
Стоит отметить, что любой из способов оформления ЕЖД абсолютно бесплатный.
Но бывает и так, что посетить МФЦ или оформить документ онлайн нет возможности. В этой ситуации ЕЖД может получить за вас доверенное лицо. Вам понадобится выписать на представителя доверенность и заверить ее у нотариуса.
При оформлении ЕЖД через доверенное лицо, представитель должен также предъявить паспорт и заявление.
Почему могут отказать в предоставлении ЕЖД
Есть несколько причин для отказа в предоставлении жилищного документа, которые собственники должны учесть.
- Вы неправильно заполнили заявку. В этом случае нужно переписать заявление, соблюдая необходимые правила. Получая документ через представителей, проверьте срок действия доверенности и не забудьте заверить ее у нотариуса, иначе она будет лишена юридической силы.
- У вас есть долги по оплате услуг ЖКХ. Для устранения этой причины нужно предъявить документы об оплате коммуналки.
Если в оформлении ЕЖД вам все-таки отказали, стоит потребовать письменный отказ. С ним вы сможете оформить жалобу в соответствующие органы, которые помогут уладить вопрос.
Кто может получить ЕЖД
- собственник жилого помещения;
- человек, зарегистрированный в квартире;
- представитель, на которого оформлена доверенность;
- родитель ребенка, опекун, попечитель.
Для чего нужен ЕЖД
Документ нужен при сделках с квартирой: купле, продаже, приватизации, обмене, оформлении наследства. ЕЖД требуется, когда нужно оформить льготы от государства: улучшить жилищные условия, получить субсидию на оплату услуг ЖКХ. Кроме того, жилищный документ пригодится, когда необходимо предоставить информацию о прописке, квартире или собственнике. Это установка стационарного телефона, оформление кредита под залог недвижимости, замена паспорта, подача документов для поступления ребенка в школу.
Комментарий эксперта
Мария Спиридонова, управляющий партнер «ЛЕГЕС БЮРО», член Ассоциации юристов России
В Москве Единый жилищный документ заменяет:
- копию финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения;
- выписку из домовой книги;
- копию карточки учета собственника жилого помещения;
- копию ордера на жилое помещение;
- справку о регистрации по адресу;
- справку о составе семьи;
- справку о совместном проживании с умершим/о прописке на день смерти;
- справку об одиноком умершем;
- справку об иждивении;
- справку об изменении адреса;
- справку об утере ордера;
- справку «дом-новостройка»;
- справку о замене паспорта с указанием причины;
- справку об оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг в разрезе отдельных видов услуг за период;
- справку об отсутствии задолженности по оплате услуг ЖКХ;
- акт сверки начисленной и внесенной платы за коммунальные услуги.
ЕЖД может понадобиться при совершении сделок с недвижимостью (обмен, дарение, купля-продажа), для оформления государственных и муниципальных субсидий и льгот, при получении нового паспорта или его замены, при оформлении наследства, при решении бытовых задач (переоформление коммунальных услуг, подключение телефона).
Получить ЕЖД могут физические лица — собственники (наниматели) жилых помещений, зарегистрированные по месту жительства и месту пребывания в жилых помещениях; юридические лица — собственники (владельцы) жилых помещений, в отношении которых запрашивается информация жилищного учета.
Интересы заявителей могут представлять лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. Также получить ЕЖД могут органы прокуратуры, органы исполнительной власти, органы социальной защиты, органы, уполномоченные на проведение оперативно-розыскной деятельности и другие инстанции в ходе исполнительного производства, оперативно-розыскной деятельности или предоставления субсидий.
Для оформления ЕЖД необходимо подготовить заявление на предоставление услуги и представить оригинал документа, удостоверяющего личность. Для юридических лиц — документ, подтверждающего право запрашивать и получать сведения о жилом помещении и проживающих в нем гражданах, а также документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя действовать от имени юридического лица (доверенность). В некоторых случаях потребуется представить дополнительные документы. Так, для получения справки о совместном проживании с умершим или о прописке на день смерти — свидетельство о смерти лица, о совместном проживании с которым запрашивается справка.
Причинами отказа в выдаче могут стать не представление заявителем необходимой документации или предъявление документов с истекшим сроком годности, фальшивых или неправильно заполненных, отсутствие полномочий у заявителя.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги, являются:
- несоответствие представленных заявителем запроса о предоставлении государственной услуги, документов и их копий установленным требованиям;
- неполный комплект документов;
- наличие в представленных документах противоречивых сведений;
- жилое помещение в отношении которого запрашиваются сведения находится вне территории района обслуживания, запрос от имени получателя государственной услуги подан лицом, не имеющим на то полномочий. Перечень основания для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.