Бунтарь или мудрец: как архетипы личности влияют на интерьер жилища
В дизайне интерьера существует более 100 стилей, наиболее популярны из них минимализм, английский, ар-деко и хюгге, а наименее известные и востребованные — техно, уличный, гжель и манга. Дизайнеру не всегда удается попасть в область предпочтений заказчика. Случается, что прямо в середине ремонтных работ приходится заказывать новую мебель и создавать декор совершенно другой концепции.
Поскольку каждый из нас — это набор стереотипов, ценностей и опыта, то разработка интерьера может быть ориентирована на психотип заказчика. Уже несколько лет мы с командой используем классификацию Карла Густава Юнга, создавая интерьер при помощи психологии.
Юнг сформулировал особенности 12 архетипов в 1919 году в докладе «Инстинкт и бессознательное». Архетипы, или первичные модули, как называл их сам ученик Зигмунда Фрейда, — это носители коллективного наследия, каждый из которых ответственен за определенную модель поведения. То, как человек ведет себя в конкретных жизненных обстоятельствах, и то, как он видит окружающий мир, определяет его архетип. Такие шаблонные модели поведения часто пересекаются в одном человеке. Определив главенствующие признаки архетипа по внешнему виду и манере общаться, можно с высокой долей вероятности предложить определенный стиль интерьера и быть уверенным, что эта концепция подойдет владельцу.
Архетипы Юнга позволяют:
- понять логику поступков;
- увидеть и осознать личностные мотивы и барьеры;
- собрать в единую картину ценности человека;
- научиться легко подбирать подход в общении с людьми.
Стихия Воздух: бохо, лофт и хай-тек
Главный критерий представителей стихии Воздух — индивидуализм как жизненная стратегия. Это люди мыслящие, постоянно находящиеся в сомнениях и духовном поиске. Первый архетип — Невинный, или Простодушный — это люди, все упрощающие, неискушенные, по-детски открытые. Им чужда хитрость и лукавство. Определить архетип можно по лицу «без возраста» и одежде фасонов а-ля из магазина «Буратино»: платье-колокол, рукава-фонарики, рюшы, воланы. Их хочется защитить. В интерьере это приверженцы приглушенных натуральных тонов с уклоном в фолк, бохо и сельский стиль. Таким людям также подойдет интерьер в стиле хюгге, деревенский и рустик c множеством мелких уютных свечей, картин, сувениров.
Еще один архетип стихии Воздух — это Искатель, человек-новатор. Он четко мыслит, но будет бесконечно расспрашивать о своих же решениях всех вокруг. Этот человек много путешествует, пробует разные профессии. Искатели любят природные материалы (кожу, раковины, дерево, камень) и оценят функциональность интерьера. Их стили — современный, средневековый, бохо, лофт, этнический и экостиль.
Третий воздушный архетип — Мудрец, человек, который глубоко и планомерно изучает любой вопрос. Дизайнеру работать с Мудрецами сложно, поскольку они погружаются во все детали отделки и декора, объяснять свой выбор им придется при помощи доказательной базой. Узнать Мудреца можно по закрытой одежде свободной формы, чаще из натуральной ткани. Оттенки интерьера они предпочтут нейтральные — от серого или бежевого до белого и синего. Их выбор интерьера — минимализм, хай-тек, урбан и все функциональные стили. Ничего не должно мешать мыслить!
Стихия Огонь: стим-панк, декаданс и антистиль
Люди стихии Огня постоянно меняются, они готовы к рискам и переменам в любой момент — и часто меняют концепцию дизайна прямо при завершении отделочных работ. Они очень честолюбивы и нацелены на победу. Жизнь таких людей — это бесконечный путь преодоления препятствий. Их одежда не стесняет движений, она максимально практична и без налета глянца. Монохром, темные цвета и функциональные детали — основные акценты в их интерьере. Предпочтут стим-панк, лофт, промышленный дизайн и эстетику капитана Немо.
Бунтарь — еще один архетип стихии Огня. Проверяет на прочность все, включая людей, процессы, системы и отношения. Тяготеет к андеграунду и непокорности, к разрушению всего классического и нормативного. Бунтарю по вкусу темные цвета и вызывающие образы. Бунтари не берут дизайнера, а создают свой антистиль самостоятельно.
Огненные архетипы — Волшебник, или Маг — любят все, что окутано тайной. Поэтому разговор об интерьере такой человек начинает с расклада Таро или гороскопа. Одежда несложного кроя и без обилия деталей, обязательно закрывающая грудь и ноги. Маг как в одежде, так и в интерьере предпочтет черные, фиолетовые, темно-бордовые и синие тона. Готика, декаданс, средневековый, ар-нуво — стили интерьера без лишних слов и с тайными смыслами.
Стихия Земля: прованс, ретро и роскошь
Стабильность — основная характеристика архетипа Земля. Эти люди испытывают потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении традиций. Их интерьеры — это прованс, парижский, все деревенские стили и неизменная классика.
Архетип Творец — это любитель создавать новое, у него всегда много идей. Чаще творцами являются люди мира искусства, в том числе сами дизайнеры интерьера. Еще один архетип стихии Земля — это Правитель, человек, выстраивающий иерархии вокруг себя. Он любит доминировать, эксклюзивность и респектабельность. Интерьеры предпочитает роскошные, не прочь применить в декоре парчу или бархат, жаккард или шелк. Хотя не чужд стильному минимализму с дорогими материалами.
Стихия Вода: рустик, шеби-шик и ар-деко
Для архетипов стихии Вода важна принадлежность к социуму. Такие люди испытывают удовольствие от общения, выстраивают прочные социальные связи. Типичный для стихии Вода архитип — это «душа компании». Честный и открытый, располагающий к себе, но знающий меру. Такие люди ратуют за семейный ценности и уют. По внешнему виду таких людей легко вычислить по простой и универсальной одежде «на каждый день». В интерьере предпочтут обилие натуральных материалов (лен, шерсть, хлопок, твид, трикотаж, замша, кожа). Скажут да, если им предложить оформить квартиру в стиле рустик, шеби-шик, современная классика так же подойдет.
Любовник — эстет, мыслящий образами красоты. Изящный, изысканный, обворожительный, очаровательный — про него. Интерьер для Любовника — это история про удовольствия и потворство желаниям. Это материалы, доставляющие тактильное и визуальное наслаждение. Струящиеся ткани, эффектная отделка, волнообразные линии. Кинематографичный гламур и ар-деко — вот то, что им понравится. Третий водный архетип — это Шут, человек с чувством иронии к себе и окружающему миру. Это человек-антидепрессант. Каждый его шаг — это перформанс, который вызывает эмоции. В интерьере он оценит яркость, неожиданные сочетания и абсурдные аксессуары.
В каждом из нас сочетаются почти все архетипы. Часть из них доминирует, часть уходит в тень. Поэтому в создании интерьера важно учесть не только бросающиеся в глаза личностные качества, но и заметить менее доминантные модели поведения. Среди наших клиентов часто встречаются Правители-Любовники (32%). Другое распространенное сочетание архетипов, среди обращающихся к дизайнеру людей — Герои-Искатели (17%). Третий, часто встречающийся среди наших клиентов архетипический микс — Опекун-Славный малый (12%). Ну и последняя нередко встречающаяся категория — Творец-Правитель (8%). Хороший интерьер — это не о моде и не о том, что есть у соседа. Это о том, что делает вас сильнее, успешнее и радостнее.