Почему это круто? Российские архитекторы — о проектах за рубежом
Редакция «РБК-Недвижимости» попросила российских архитекторов из бюро MAD Architects, A61, Syntaxis и «Арканика» рассказать о самых необычных зданиях в мире, строительство которых планируется завершить в 2021 году.
Вот какой список у нас получился.
Полуподводный театр в Пусане
В этом году завершится строительство Оперного театра в Пусане (Южная Корея). Проект разработала норвежская студия Snøhetta. Здание возводят в форме куба, с опорой постройки на одну из ребер фигуры. Поскольку театр расположен в центре искусственного водоема, куб одним из своих углов полностью уходит под воду. Помимо главного зала, здесь будут магазины, рестораны и внутренние дворики с бассейнами. Войти в подводную часть театра посетители могут со стороны набережной или спустившись по пандусам.
«Форма отсылает нас к национальной символике»
Дмитрий Морозов, глава архитектурного бюро A61:
— Проект оперного театра в Пусане, разработанный бюро Snohetta, поддерживает идею о том, что типология одноуровневых зданий — наиболее эффективная для создания связи объекта с участком. В архитектурной среде реализация знаковых объектов такого формата стала негласным конкурсом демонстрации самых неожиданных и захватывающих дизайнерских идей. Здание в Пусане — второй кейс Snohetta такого рода, оно разделяет эстетику своего предшественника в Осло, включая наклонную крышу, которая спускается до земли, чтобы посетители могли подняться на кровлю, отделанную мраморными панелями и насладиться видом на окрестности.
Сооружение пронизано визуальной метафоричностью корейской философии и культуры. Его форма отсылает к национальной символике стихий и времен года, где Кун (небо), встречает Кон (землю), которая переходит в Кам (воду). Объем состоит из двух кривых, одна из которых устремляется в небо, а вторая прочно устанавливает конструкцию в землю, а затем перетекает в береговую линию.
В центре оперного театра расположен зрительный зал, который воплощает в себе дух тонко настроенного музыкального инструмента. Он «обернут» массивными панелями из дерева для отделения от общественных зон. Архитекторы уделили особое внимание тому, чтобы внутри зала ощущение звукового резонанса передавалось не только акустически, но и через линии окружения. За внешней эстетикой скрыты современные технологичные решения. Деревянные секции вдоль стен можно наклонять, чтобы изменить и улучшить звук для каждого отдельного мероприятия. Внешняя обшивка охватывает ядро, состоящее из двусторонней системы кабелей, удерживающих стеклянные и мраморные секции и формирующих наполненный светом интерьер. Здание можно назвать прекрасным примером синергии между различными визуальными и инженерными решениями.
Центр искусств с шаром в Тайбэе
Стеклянное кубическое здание Тайбэйского центра исполнительских искусств, спроектированное голландским архитектурным бюро ОМА, также введут в эксплуатацию в этом году. На фасаде здания — огромный шар, в котором расположится главный зал на на 1,5 тыс. зрителей. Здесь также предусмотрены две площадки для представлений поменьше — на 800 человек. Все три пространства могут использоваться как вместе, так и по отдельности благодаря объединению подсобных помещений. Архитекторы приподняли конструкцию над землей, что позволило расширить улицу под зданием, создав там обширное общественное пространство с кафе и магазинами.
«Ты не можешь не обращать на нас внимания»
Алексей Колесов, архитектор:
— Глядя на этот архитектурный объект, вспоминаешь, что автор бестселлера Джозеф Пайн назвал в одноименной книге «экономикой впечатлений». Общественные здания и пространства по всему миру строятся так, чтобы превратить обыденную деятельность или покупку в незабываемое впечатление. Ярчайший пример — Центр исполнительских искусств в Тайбэе. Два огромных контрастных друг другу примитива — шар и куб — как бы говорят нам: «Ты не можешь не обращать на нас внимания».
Второй важный момент — многофункциональность общественных пространств. Здания проектируются так, чтобы меняться в будущем. Функциональная схема помещений достаточно гибкая, чтобы подстраиваться под изменения, которые мы не можем предсказать, но можем заложить потенциал к их изменению в будущем. Это соответствует принципам устойчивого развития (sustainable development).
Волнообразный универмаг в Париже
До конца года планируется завершить проект редевелопмента универмага La Samaritaine. Проект реконструкции знаменитого легендарного парижского торгового центра разработали японские архитекторы SANAA. Один их четырех корпусов универмага является памятником архитектуры. После того как работы будут завершены, у здания появится полупрозрачный волнообразный фасад, напоминающий тонкую вуаль.
«Отличный пример гибкого подхода к реновации»
Александр Стариков, партнер бюро Syntaxis:
— SANAA — очень интересное бюро с узнаваемым почерком. Произведения его архитекторов, как правило, выполнены в одной гамме, что позволяет им максимально точно, скульптурно проявить пластику здания. Поражает и внимательность к деталям, а применение инновационных материалов всегда дает зрителю законченную композицию с четкой артикуляцией. В случае с универмагом «Самаритянка» я вижу тонкую вуаль, наброшенную на здание, за которой посетитель попадает в многоуровневое пространство магазина. Эта вуаль при всей кажущейся простоте является тщательно выверенной формой, в которой огромное значение имеет высокое качество материалов — в данном случае моллированное стекло
Этот проект — отличный пример нестандартного и гибкого подхода к реновации исторически значимых памятников. Интернациональная команда архитекторов, работавшая с объектом, внимательно отнеслась к необходимости сохранения наследия Парижа времен belle epoque. Хотя первостепенной задачей было именно сохранение истории, проект удалось сделать сбалансированным и современным. Ритмичный фасад из волнистого стекла, разработанный SANAA, соответствует духу, который долгое время определял здание. В его волнообразной поверхности можно увидеть отражение домов на другой стороне улицы. Когда вы идете вдоль универмага, то наблюдаете, как они плавно двигаются, и характер восприятия постепенно меняется. Такое визуальное решение стало достойной данью уважения Парижу и универмагу с богатым прошлым, который продолжает стремительно развиваться.
За последние годы коммуникации в международном архитектурном мире вышли на новый уровень, окончательно стерев географические и корпоративные границы. Все это привело к росту количества и качества различных неожиданных коллабораций во всех сферах проектирования. Если ранее бюро пользовались такими режимами работы экспериментально, то сейчас, поняв все преимущества полифункционального подхода, перестраивают свои организационные модели. В ближайшее время мы увидим сотрудничества и форматы, невозможные еще несколько лет назад. Именно благодаря этому на свет появляются столь нетривиальные и качественные кейсы.
Музей в форме вулкана в Датуне
Строительство Datong Art Museum в китайском городе Датун планируется завершить уже в этом году. Проект разработало архитектурное бюро Foster + Partners. Здание в форме четырех пирамид напомнит вулкан после извержения. Крыша будет облицована сталью. Центральном элементом станет Большая галерея, в которой будут выставлять произведения современного искусства. Высота потоков здесь составит 37 м, а площадь всего строения — 32 тыс. «квадратов».
«Внутри объект не менее интересен»
Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects:
— В современной музейной архитектуре присутствует очень много символизма, а особенно хорошо это видно на примере проектов, появляющихся в странах Азии. В облике Музея искусств в Датуне выражена бурная энергетика развития Китая, который, однако, не теряет связи со своей историей и старается совместить несовместимое. Датун — один из старых городов Поднебесной с богатым историей архитектурным наследием. Сейчас его стремятся превратить в один из новых культурных центров КНР.
Внешняя форма здания напоминает силуэт извергающегося вулкана. Сам объем утоплен вниз и с уровня земли видны только пики крыши. Она облицована кортеновской сталью землистого оттенка, которая устойчива к коррозии и неблагоприятным погодным условиям, но при этом выглядит как благородно состарившийся металл. Вход в музей расположен ниже главной части комплекса, и попасть туда можно по ступенькам, при помощи которых сформирован нестандартный амфитеатр. В таком подходе к созданию структуры объекта считывается желание показать прошлое в будущем и наоборот. Вырывающаяся наверх энергетика, передаваемая через вертикальные линии и полосы окон, стремящиеся к крыше, соседствует с атмосферой привязанности к земле и «корням». Современные фасадные технологии создают эффект состаренной поверхности. Подобные конструктивные парадоксы и генерируют уникальный дизайн-код здания.
Внутри объект не менее интересен. Его центральным элементом является большая галерея — масштабное и эффектно освещаемое сверху выставочное пространство высотой 37 м и шириной почти 80 м. Здесь художники смогут создавать действительно крупномасштабные произведения искусства. В бюро Foster + Partners разработали крайне гибкое здание, позволяющее приспособиться к меняющейся культурной повестке. Насколько мне известно, музей станет центральным элементом новой городской площади и общественного кластера. Он превратится в культурный центр жизни города, а музей будет уникальным и динамичным пространством, открытым для всех. Это отлично вписывается в парадигму современной музейной архитектуры, где объекты не существуют сами в себе, а являются инклюзивными и мультифункциональными площадками.
Комплекс с деревьями на фасаде в Шанхае
Еще один проект, строительство которого планируется завершить в 2021 году, — это необычный комплекс в Шанхае под названием 1000 Trees. Проект разработало британское архитектурное бюро Heatherwick Studio. Многоуровневый фасад здания из белого бетона украсят множество зеленых деревьев и кустарников. В комплексе расположатся пространства для выставок и конференций, кафе, рестораны, магазины, сервисы услуг, а также площадки для проведения мероприятий.
«Строение напоминает горный хребет»
Никита Выходцев, основатель архитектурной мастерской «Арканика»:
— Очень важно проанализировать идеи, которые легли в основу образа комплекса. Это сочетаемость и взаимодействие с окружающей застройкой, проницаемость комплекса и трансформация конструктивных элементов в отличительную черту здания. Строение напоминает горный хребет, покрытый деревьями, — отсылка к природе юго-запада Шанхая. Комплекс расположен в плотной городской застройке, и благодаря выбранной форме он довольно органично вписывается в окружение из зданий 1950-х. Озелененный многоуровневый фасад, ориентированный на набережную, становится новой точкой притяжения для жителей и туристов. А более плоский, но не менее интересный фасад с панорамными окнами и крупноформатными муралами граффити-художников смотрит на арт-кластер M50. Яркий street-art становится цветовым акцентом целого района и подчеркивает арт-направленность его резидентов.
Внутри горных пиков высотой 60 и 100 м расположены атриумы (назовем их по аналогии «жерлами вулкана»). Благодаря атриумам естественный свет попадает внутрь и объединяет внешние и внутренние пространства. Многоуровневая, «пиксельная» конструкция здания не только вносит динамику в образ, но и создает большое количество террас, делая более привлекательным городское пространство. Самый очевидный архитектурный прием «1000 деревьев — взаимодействие природного и рукотворного. Будет высажено около 25 тыс. растений 46 видов — такая современная трактовка висячих садов Семирамиды. Растения высаживают в кадки, расположенные на вершине динамичных белых колонн. Кстати, это самые настоящие несущие колонны, расширяющиеся в верхней части в форме кадки. Комплекс 1000 Trees от Heatherwick Studio — отличный пример типологии mixed-use, которая сейчас на пике популярности в мегаполисах. Архитекторам удалось создать не просто объект, чей фасад формируется за счет озеленения и благоустройства, а элемент топографии, зеленый урбанистический оазис посреди рядовой сверхплотной застройки.