Архитектор Хельмут Ян: 5 самых известных проектов
Хельмут Ян входил в десятку самых влиятельных ныне живущих американских архитекторов. В начале мая он ехал на велосипеде, не смог остановиться у знака «стоп» на перекрестке и был сбит двумя автомобилями. 81-летний Хельмут скончался на месте.
- Краткая биография
- Sony Center, Берлин
- Центр Джеймса Томпсона, Чикаго
- Терминал United Airlines, Чикаго
- Либерти Плейс, Филадельфия
- Библиотека Джо и Рика Мансуэто, Чикаго
Краткая биография
Хельмут Ян родился 4 января 1940 года под Нюрнбергом. После окончания Высшей технической школы в Мюнхене в 1965 году он переехал в Чикаго, чтобы учиться в Иллинойском технологическом институте, а затем работал в архитектурном бюро C. F. Murphy Associates. Позже фирма была переименована в Murphy/Jahn, а в 1983 году Ян стал ее президентом и генеральным директором. В 2012 году компания стала называться JAHN.
В конце 1970-х и в 1980-х годах Ян строит здания, в которых исторический контекст не менее важен, чем принципы постмодернистской архитектуры и высокотехнологичные инженерные решения. Самым известным и противоречивым проектом этого периода стал Центр Джеймса Томпсона (1979–1985) — штаб-квартира правительства штата Иллинойс в Чикаго.
Архитектор также спроектировал терминал United Airlines в международном аэропорту О'Хара (1983–1987), среди его проектов конца 1980-х и 1990-х годов — серия небоскребов, таких как Two Liberty Place (1989–1991) в Филадельфии и несколько международных отелей Hyatt.
В более поздних работах, таких как центральный комплекс аэропорта Мюнхена (1990–1999) и Sony Center в Берлине (1993–2000), Ян отходит от исторических форм и работает в более современном стиле, базируясь на европейском модернизме. Параллельно Хельмут Ян преподает в Чикагском университете Иллинойса, Гарварде и Йеле.
В 1991 году Американский институт архитекторов назвал Хельмута Яна одним из десяти самых влиятельных ныне живущих американских архитекторов [1].
Москвичи знают Хельмута Яна по одному из перспективных городских проектов — архитектор спроектировал небоскреб ICity в районе делового кластера «Москва-Сити». Комплекс из двух высоток с характерными для архитектора визуальными акцентами будет построен к 2023 году. Сам Хельмут Ян называл объект будущей новой визитной карточкой Москвы.
Sony Center, Берлин
В начале XX века Потсдамская площадь располагалась в центре города. Во время Второй мировой войны большинство зданий вокруг нее были разрушены или повреждены, а после падения Берлинской стены большой участок в самом сердце столицы стал привлекательным местом для застройщиков.
В 1992 году фирма Sony приобрела на этом месте участок площадью 30 тыс. кв. м рядом со зданием городского правительства Берлина. Проект Sony Center — «город в городе», состоящий из семи зданий, — спроектировали Хельмут Ян и Питер Уокер (последний — в качестве ландшафтного архитектора). Строительство завершилось в 2000 году.
Городская администрация разработала общий план архитектурных требований по застройке. В числе обязательных условий были сохранность Потсдамской площади в ее прежних границах и восстановление гранд-отеля «Эспланада», который был почти полностью разрушен во Вторую мировую. Те помещения отеля, которые остались нетронутыми, получили охранный статус.
Архитектору пришлось решать нетривиальную задачу — вписать футуристический проект в историческую застройку. Чтобы не повредить интерьеры отеля, зал для завтраков был разобран на 500 частей, а затем бережно собран и интегрирован с Императорским залом (Kaisersaal) на территории Sony Center. Так архитектор сохранил связь между историческим наследием и современным модернистским дизайном.
В центре комплекса из стекла и стали находится овальный форум, где проводятся крупные общественные мероприятия. Помимо офисов и кафе, внутри также есть общественные и жилые помещения. Комплекс «накрыт» стеклянной крышей и по форме образует треугольник. Ее конструкция в форме шатра символизирует гору Фудзияма, которая всегда была священной для японцев. В самой высокой точке крыша достигает 67 м над форумом и имеет свободный пролет длиной 102 м на главной оси. В ней 105 тонн безопасного стекла толщиной 16 мм, а площадь — более 3,5 тыс. кв. м [2].
С наступлением темноты на форуме включается подсветка, и крыша постоянно меняет свои цвета. Последовательность этого светового представления длится около 21 секунды и повторяется без перерыва до поздней ночи.
Благодаря своей впечатляющей конструкции крыши Sony Center стал всемирно известной достопримечательностью Берлина.
Центр Джеймса Томпсона, Чикаго
Центр Джеймса Р. Томпсона (первоначально Центр штата Иллинойс) — офис правительства штата и одно из самых значительных постмодернистских зданий в Чикаго [3]. Заказчиком проекта стал губернатор Иллинойса Джеймс Р. Томпсон, имя которого штаб-квартира правительства штата и получила впоследствии.
Построенный в 1985 году по чертежам Хельмута Яна, по форме комплекс напоминает ракету из зеркального стекла и розовой стали. Основание здания облицовано гранитом. Проект с большим бюджетом вызвал разные мнения у современников — критику New York Times, например, цветовая палитра здания напомнила «дешевые коммерческие здания 1950-х годов, автобусные станции и пригородные школы» [4].
Задуманные как футуристическое переосмысление формы Капитолия штата, световой люк здания и его центральный атриум заменяют традиционный купол и ротонду. Внутри находятся правительственные учреждения, почтовое отделение, магазины, открытая для бесплатных посещений художественная галерея.
Наклонный стеклянный фасад и высокий открытый атриум 17-этажного здания — не просто смелое для своего времени архитектурное решение, но и символ прозрачности и доступности правительства.
Из-за большой площади инсоляции в здании пришлось применить дорогую систему кондиционирования воздуха — и все равно температура внутри здания летом иногда достигает 30 градусов, а зимой на внутренней поверхности некоторых стеновых панелей образуется лед.
С 2017 года руководство города поставило вопрос о целесообразности постройки: во-первых, эксплуатация очень дорогая, во-вторых, здание нуждается в ремонте на сотни миллионов долларов. С другой стороны, горожане полюбили некогда спорный объект. Сегодня многие считают его визитной карточкой города, и речь о продаже или даже сносе вызывает волну общественного негатива. 3 мая 2021 года правительство штата Дж. Б. Притцкер и Департамент центральных управленческих служб штата Иллинойс объявили о начале торгов на 17-этажное здание, принадлежащее государству [5].
Терминал United Airlines, Чикаго
Одним из самых известных проектов архитектора и уж точно самым широко используемым стало здание Терминала-1 в чикагском международном аэропорту О'Хара. Терминал площадью более 40 тыс. кв. м на 50 выходов был построен между 1985 и 1987 годами.
Здание привлекает внимание своими изогнутыми стеклянными формами и соединительным подземным туннелем между залами B и C. Он освещен световой инсталляцией под названием Sky's the Limit (1987) канадского художника Майкла Хейдена. Пол Гэпп, архитектурный критик The Chicago Tribune, назвал работу Яна «одним из самых эстетически необычных терминалов в стране».
В туннеле работают траволаторы, а неоновые огни отражаются на потолке и стенах. Остальная часть терминала — большие открытые пространства, наполненные естественным светом. Автор отзывался о них как о возможности связать архитектурные стили разных времен: «Они похожи на выставочные залы, железнодорожные станции и теплицы, которые строились раньше на рубеже веков» [6].
Либерти Плейс, Филадельфия
Либерти Плейс — высотный комплекс в Филадельфии, который состоит из 61-этажного небоскреба One Liberty Place, 58-этажного небоскреба Two Liberty Place, двухэтажного торгового центра The Shops at Liberty Place и 14-этажного отеля Westin Philadelphia. До Либерти Плейс в Филадельфии придерживались соглашения не строить сооружений в центре города выше статуи Уильяма Пенна на здании мэрии.
Традиция продержалась до 1984 года, когда разработчик Willard Goldsmith Rouse III из Rouse & Associates объявил о планах строительства комплекса офисных зданий, включающего две высотных башни. Было много протестов, и все же строительство One Liberty Place одобрили, работы начались в 1985 году и шли до 1990-го.
Спроектированные Хельмутом Яном небоскребы построены на стальной конструкции, которая поддерживается восемью большими колоннами по периметру зданий. Столбы соединены таким образом, чтобы башни оставались устойчивыми, обеспечивая при этом максимальное внутреннее пространство. Наружная часть башен состоит из гранитных, алюминиевых и стеклянных панелей. Большая часть фасадов на нижних уровнях и остальной части комплекса выполнена из камня.
На внешний вид небоскребов из стали и голубого стекла сильно повлиял экстерьер нью-йоркского Крайслер-билдинг. Особенно видно это сходство по шпилю высотой 45 м, венчающему небоскреб. Шпиль One Liberty Place состоит из четырех остроконечных уступов, ведущих к двухтонному стальному наконечнику высотой 47 футов.
Главная особенность торгового центра — круглый атриум с большим стеклянным куполом. Цвет фасада колеблется между серым, серебристым и металлическим синим, горизонтальные полосы гранита и стекла подчеркивают высоту башни.
Библиотека Джо и Рика Мансуэто, Чикаго
Библиотека Джо и Рика Мансуэто — новейшая библиотека Чикагского университета, названная в честь его выпускников. В книгохранилище находится 3,5 млн томов. В 2005 году попечительский совет одобрил строительство хранилища. Оно началось в 2008 году и завершилось в конце 2011-го.
Спроектированное Хельмутом Яном здание — еще один пример характерного для архитектора гармоничного микса дизайна и инженерии. Эллиптическая конструкция из стекла и стали в форме слезы представляет собой заполненный светом читальный зал, который скрывает несколько этажей подземного хранилища книг.
Получить доступ к книгам можно с помощью автоматизированной системы хранения и поиска. Извлечение осуществляется с помощью нескольких роботизированных кранов, на этот процесс уходит около пяти минут. Благодаря новому помещению большинство библиотечных фондов находятся в центре города. При этом в здании есть ресурс на поступление новых книг примерно на 20 лет.
Библиотека стала лауреатом нескольких архитектурных наград, среди них — престижная строительная награда от Чикагского отделения Американского института архитекторов в 2011 году. Библиотека также заняла второе место на Первом Бакинском международном архитектурном конкурсе и стала финалистом премии нового строительства Чикагского строительного конгресса.
В 2013 году создатели фильма «Дивергент», заинтересованные уникальным стеклянным дизайном библиотеки, использовали Мансуэто в одной из сцен.