Ключевые цифры ко Дню строителя в Москве. Видео
Текстовая версия
Привет, выходим накануне Дня строителя — этот профессиональный праздник отмечается каждое второе воскресенье августа, в этом году это 8-е число. Для нас это важный повод поговорить о строительной отрасли в экономике Москвы.
Итак, строительство — локомотив развития города. Объясню. Вклад Стройкомплекса в показатель валового регионального продукта (ВРП) Москвы составляет 19%. Больше доходов городу приносит только торговля (это само собой) и операции с городской недвижимостью. Все остальное — стройка! При этом ежегодный вклад строительной отрасли в бюджетную систему Москвы — это 360 млрд руб. Для примера, расходная часть московского бюджета на 2021 года составляет около 3 трлн руб. Но это не главное! Главное, что в строительстве и смежных отраслях так или иначе работает более 1 млн человек. А это и зарплаты, и налоги, и рабочие места. Да, чуть не забыл, стройку называют локомотивом еще и потому, что у нее кумулятивный эффект — на каждый рубль, вложенный в инфраструктуру, Москва получает 3 рубля.
Продолжая говорить про деньги: Москва — лидер по инвестиционной привлекательности в России. Это очевидно, все хотят инвестировать в столичную недвижимость. За последние десять лет объем инвестиций в экономику столицы, а значит, по сути, в стройку, вырос в пять раз. И это при всех санкциях, падении доллара и так далее. Москва интересна для инвесторов всегда. Вот несколько цифр: 733 млрд в 2010-м, и более 3,5 трлн — в 2020-м. Почувствуйте, что называется, разницу. Это все — стройка!
Ну а теперь — почему стройка стала таким драйвером развития столицы. Что строим?
Например, за десять лет в 1,5 раза выросла протяженность метро. Это называют созданием транспортного каркаса города, транспортным прорывом. Цель в том, что каждый москвич должен иметь шаговый доступ к ключевым видам общественного транспорта, в первую очередь — к метро. Тут все просто, метро повышает мобильность москвичей, а значит, положительно влияет и на экономику города. Только с января по август в столице построили девять объектов транспорта, включая метро, общей площадью 97,8 тыс. кв. м. Вот как недавно о транспортном прорыве высказывался заммэра столицы.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству:
— По прошествии десяти лет возведено огромное количество дорог, метро. Мы выходим на финальные стадии со строительством Большой кольцевой линии (БКЛ), которая вообще казалась космической. Это все делается в застроенном городе, в тяжелейших условиях.
Кроме метро и развития городской железной дороги, город много строит и автодорог. С 2011 года построена четверть от общего объема улично-дорожной сети города. Это, кстати, уже привело к тому, что в 70% районов столицы сократилось среднее время, проводимое москвичами в пути. В Москве даже сделали ремонт на и без того нормальной автодороге — я говорю про МКАД.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству:
— Провели масштабную реконструкцию [на МКАД], фактически 18 развязок сделали из объектов клеверного типа в направленные съезды, эстакады. Это мощнейшие транспортные элементы. Сейчас мы ведем работы на четырех [развязка]. Одна из них — это Алтуфьевское шоссе, где ведутся работы по демонтажу старых конструкций пролетных строений, ведутся работы по боковым съездам-выездам. В течение 2021–2022 годов эту работу завершим.
Ну и, конечно, стройка — это недвижимость, жилье и коммерческие объекты. И тут просто поразительные цифры. С 2011 года в Москве построено 95 млн кв. м в год. Из них жилья — 40 млн «квадратов». Все это тысячи инвесторов — то есть мы с вами. Это люди, которые покупают квартиры и таким образом инвестируют в квадратные метры. Всего с начала года в столице ввели в эксплуатацию 190 объектов недвижимости общей площадью 5,3 млн «квадратов». На жилье приходится 3,4 млн кв. м. И вот что в планах у города по жилищному строительству.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству:
— Суммарно по итогам 2021 года мы ожидаем строительства порядка 8,5 млн кв. м недвижимости разной — коммерческой, производственной и т. д. И в планах у нас обеспечить в этом году ввод порядка 4 млн кв. м жилой недвижимости.
Тут надо сказать и про столичную программу реновации. Напомню, по этой программе в столице снесут 16 млн кв. м старого жилого фонда. На данный момент подобрано стартовых площадок под строительство жилья по этой программе на почти 8 млн кв. м. В планах — ежегодный ввод жилья по реновации на уровне 3,5 млн кв. м жилья.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству:
— Это колоссальная программа, мегапроект, сложнейший по своим организационным вызовам и масштабам. Выполнять ее в простых условиях невозможно, но только концентрацией наших усилий, нашего опыта, поддержкой мэра Москвы, его полной вовлеченностью мы с этой задачей должны справиться. Тяжелейшая задача, но мы ее сделаем.
Понятное дело, что это не просто «голые» жилые микрорайоны. Москва стремится синхронизировать жилищное развитие с инфраструктурным. Для этого в городе строится много социалки. Каждый шестой детский сад построен за последние десять лет. Москва опережает Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ и детских садов. Социальные объекты стали ближе к горожанам в 75% районах.
С начала года в Москве построили 11 детских садов и шесть школ. То же самое с объектами здравоохранения: с 2011 года построено 102 больницы и поликлиники. Причем три объекта — с начала этого года.
Из других объектов, которые построены в Москве с января по август 2021 года:
- спортивно-рекреационные объекты — 10;
- культовые и религиозные объекты — 5;
- торгово-бытовые объекты — 11;
- промышленно-производственные объекты — 7;
- административно-деловые объекты — 11.
Итого с начала года на начало августа в Москве построили 305 капитальных объектов общей площадью 7,088 млн кв. м.
И вот все это для города не расходы, а инвестиции. Чем больше развита социальная инфраструктура, тем больше людей хотят здесь жить. Это для Москвы борьба за человеческий капитал, который, как известно, «новая нефть» (вместе с информацией) в современной экономике.
Вот с такими цифрами, в общем, встречаем День строителя. Напомню, он уже в воскресенье, 8 августа. Скорее всего, в вашем окружении есть строители, так что поздравьте их с этим праздником.