Подземные дворцы: чем интересно метро в Самаре, Казани и других городах
Московский метрополитен — гордость и достопримечательность столицы. Но подземка есть еще в шести городах, и в каждом со своей спецификой. Рассказываем о любопытных особенностях российских систем метрополитена.
Первое метро построили в Москве — в 1935 году по Сокольнической линии прошел пробный поезд. С тех пор столичное метро значительно выросло: в нем 241 станция, и у каждой свое лицо.
48 станций признаны объектами культурного наследия, а некоторые центральные, такие как «Киевская», «Белорусская» и «Площадь Революции», входят в число самых популярных у туристов городских достопримечательностей.
Одна из первых станций столичного метрополитена чаще всего меняла свое название. Открытая как «Охотный Ряд», в 1955 году она была переименована в «Имени Кагановича» — в честь первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича, чьими стараниями был утвержден проект подземки. Уже в 1957 году станция вернула прежнее название, а через четыре года стала «Проспектом Маркса». Под таким именем станция существовала до 1990 года, а потом вновь стала «Охотным Рядом».
Исторические перипетии коснулись и других станций. Например, «Воробьевы горы» (изначально — «Ленинские горы») известны москвичам как долгострой. Станцию открыли в 1959 году, но спустя 24 года ее пришлось закрыть на реконструкцию из-за сильной нагрузки на метромост. Из-за нехватки средств работы не начинались до 1999 года, и только в 2002-м на «Воробьевых горах» снова начали останавливаться поезда. Отреставрированные «Воробьевы горы» стали самой длинной (282 м) и самой высокой (10 м над землей) станцией московского метро, а также самой старой станцией метро в мире, расположенной над водой.
10 станций метро Москвы, которые особенно любят иностранцы
Санкт-Петербург
По плану метро в Северной столице должно было появиться в 1942 году. Но этому не суждено было сбыться: Великая Отечественная война не дала достроить подземку, стволы и шахты пришлось затопить. В итоге петербуржцы получили свой метрополитен только в 1955 году.
Сейчас в Петербурге пять линий и 72 станции, общая протяженность — почти 125 км. Метро прославилось станциями закрытого типа с платформенными раздвижными дверьми. На таких платформах пассажиров от рельсов отделяют колонны и железные двери, которые открываются, только когда прибывает поезд. Считается, что такая конструкция платформ безопасна, она предупреждает падение пассажиров на пути, снижает распространение огня или воды при пожарах и затоплениях.
В Петербурге десять станций закрытого типа. «Парк Победы» стала первой, вслед за ней построили «Петроградскую», «Василеостровскую», «Гостиный двор», «Маяковскую», «Площадь Александра Невского», «Московскую», «Елизаровскую», «Ломоносовскую» и «Звездную». Все станции располагаются на линиях № 2 и № 3.
Уже в наше время, в 2018 году, в петербургском метро появились станции со стеклянными ограждениями на платформе — «Новокрестовская» и «Беговая».
Нижний Новгород
Нижегородское метро — третье по числу станций в России, хотя от двух столиц оно отстает существенно: здесь всего две линии и 15 станций: одна наземная, а остальные неглубокого заложения (до 20 м).
Местный метрополитен — единственный в стране, который целиком настолько близок к поверхности. Отрезок между станциями «Горьковская» и «Московская» проходит по метромосту над рекой Ока.
Новосибирск
В новосибирском метро всего 13 станций. Местная подземка значительную часть года подвержена низким температурам, ее смело можно назвать экстремальной. По размеру пассажиропотока эта система метрополитена занимает третье место в стране: в 2020 году метрополитен перевез более 58 млн пассажиров. А еще в сердце Сибири находится самый длинный метромост через реку — он протянулся над Обью на 2145 м.
Новосибирское метро запустили в 1986 году, для каждой станции был разработан свой уникальный тематический дизайн. Большинство местных станций украшены гранитом, цветным цементом, мрамором и другими минералами с разных концов бывшего СССР.
Самара
В Самаре метро появилось в 1987 году. Сначала открыли четыре станции, сейчас в городе на Волге их десять. В планах — открытие еще двух линий, после чего станций в городе станет 33.
Кстати, именно в местной подземке, в депо «Кировской» и на станциях «Московская» и «Алабинская», снимался фильм-катастрофа «Метро».
Екатеринбург
Уральское метро стало последним, которое успели открыть в эпоху СССР. Будущий президент России Борис Ельцин еще в статусе первого секретаря Свердловского обкома КПСС приложил руку к разработке проекта подземки. В 1991 году открылись первые три станции. На сегодняшний день метрополитен состоит из девяти станций на одной линии. В перспективе подземка вырастет до трех линий и 39 станций.
Одной из самых красивых екатеринбургских станций считают «Ботаническую». Ее потолок имитирует пчелиные соты. Стоит посмотреть и на станцию «Машиностроителей», стены которой отделаны горными породами: лабрадоритом, змеевиком и коелгинским мрамором.
Казань
Казанский метрополитен — самый молодой, его открыли в 2005 году к празднованию тысячелетнего юбилея города. Подступались к идее метро здесь несколько раз, причем впервые пожелания открыть транспортную систему в городе прозвучали еще в 1930-е годы. Первыми пассажирами местного метрополитена стали президенты России, Татарстана и Казахстана. Сейчас на единственной линии расположены 11 станций. Все указатели в метро дублируются на трех языках: татарском, русском и английском.
Из всех станций особенно выделяется «Кремлевская», ее интерьер украшает мозаика в восточном стиле, иллюстрирующая жизнь Казанского и Булгарского ханств.