Стройки на рельсах: ТПУ становятся новыми точками притяжения
Развитие транспортной инфраструктуры в последнее время является основным приоритетом градостроительной политики Москвы. Новые транспортно-пересадочные узлы становятся не только логистическими центрами, но и полноценными многофункциональными комплексами, в состав которых входят жилье и апартаменты.
За последнее время в Москве анонсировано сразу несколько крупных проектов строительства ТПУ. Так, в июне 2021 года был представлен проект планировки территории транспортно-пересадочного узла «Пресня», который предусматривает строительство жилья, детского сада на 150 мест и школы на 350 мест. По данным пресс-службы Москомстройинвеста, площадь одобренного проекта планировки территории (ППТ) составляет порядка 53 га. Проект также включает в себя будущую станцию метро, остановочный пункт с пассажирским терминалом и переходом через 3-ю Магистральную улицу и др. Это позволит улучшить уровень транспортной доступности для жителей и работников двух районов Москвы — Хорошевского и Хорошево-Мневников.
До того власти Москвы одобрили проект планировки территории транспортно-пересадочного узла «Открытое шоссе», согласно которому планируется построить более 250 тыс. кв. м жилья и многофункциональный комплекс с объектами спорта. В составе многофункционального комплекса в ТПУ будет обеспечена технологическая связь со станцией метро и МЦК «Бульвар Рокоссовского», а существующий терминал МЦК реконструирован.
В ноябре 2020 года стало известно, что в рамках транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская» в Москве планируется построить три 28-этажных дома. Как заявил заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, жилой комплекс уже получил положительное заключение Мосгосэкспертизы и утверждение Москомархитектурой архитектурно-градостроительного решения.
Показательный проект
Одним из наиболее интересных ТПУ эксперты называют проект «Верхние Лихоборы», который занимает территорию в пределах двух районов Москвы — Западного Дегунина и Бескудниковского. Территория узла составляет 95 га, ограничивается Октябрьской железной дорогой и Дмитровским шоссе. В состав ТПУ «Верхние Лихоборы» входит одноименная станция метро, в дальнейшем войдут несколько автобусных остановок, а также железнодорожная платформа НАТИ. На территории узла будут построены подземный пешеходный переход, пешеходные галереи, умные остановки, крытые велопарковки. Помимо этого, проектом планировки территории предусмотрены пересадочной терминал площадью 1 тыс. кв. м, подземная парковка на 321 машино-место и наземные автостоянки. Центром ТПУ станет многофункциональный комплекс, в состав которого войдут жилые дома и торгово-развлекательный центр с кафе и ресторанами, окруженными благоустроенной территорией.
Жилой комплекс в составе ТПУ общей площадью 77,7 тыс. кв. м будет построен в две очереди. В стилобатной части предусмотрены торговые помещения и офисы. Над ними будут возвышаться четыре многоэтажные башни (от 20 до 30 этажей), в трех из которых разместятся квартиры, а в четвертой — апартаменты и офисы. Четыре башни получат сложный архитектурный силуэт и индивидуальные фасадные решения, а единый стилобат в их основании станет обширной зоной досуга для жителей. Каждая башня обладает индивидуальным архитектурным обликом, разработанным международным архитектурным бюро MLA+ (Нидерланды). Фасады корпусов будут облицованы клинкерной плиткой, композитными и терракотовыми панелями, что обеспечит визуальное единство всего комплекса. Инвестиции в жилье составят порядка 7 млрд руб. Девелопером проекта выступает компания «Союзцветметавтоматика», входящая в инвестиционно-строительный холдинг «Восток Девелопмент».
«Жилье в составе ТПУ ориентировано на активных и деловых людей, а также на семейные пары. С этой точки зрения такой объект недвижимости становится очень интересным для инвестиций, так как имеет обширную целевую аудиторию. При этом жилье в ТПУ станет идеальным вариантом для вложений в арендный бизнес, так как высокая транспортная мобильность привлекательна для людей, предпочитающих снимать жилье», — заявляла ранее Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).
Региональное партнерство
Для ускорения реализации проекта компания «Восток Девелопмент» привлекла к строительству первой очереди многофункционального жилого комплекса в составе ТПУ «Верхние Лихоборы» регионального партнера — компанию «УралДомСтрой» Алексея Чулкина.
«Инвестиционно-строительный холдинг «Восток Девелопмент» много лет занимается реализацией нетиповых, сложных проектов, максимально приближенных к объектам городской транспортной инфраструктуры. В результате самые проблемные, депрессивные территории приобретают новый облик, становятся драйверами развития целых районов», — рассказывает президент инвестиционно-строительного холдинга «Восток Девелопмент» Сергей Иванцов.
По его словам, развитие транспорта меняет не только облик города, но и образ жизни людей. «Динамичное развитие метро и наземного транспорта Москвы за последние десять лет привело к формированию новых городских районов, предлагающих современный уровень качества жизни. Квартиры и апартаменты в составе ТПУ — это новый формат жилого пространства, который идеально подходит для жизни в растущем мегаполисе», — добавляет Сергей Иванцов. Житель такого комплекса получает максимум мобильности, ведь все ключевые транспортные узлы находятся в пешей доступности, а значит, он сможет экономить немало времени на передвижениях по городу. Помимо этого, в составе ТПУ есть вся необходимая для жизни инфраструктура — супермаркеты, кафе, салоны красоты и развлекательные комплексы.
Что касается первой очереди строительства жилого комплекса в составе ТПУ «Верхние Лихоборы», уже получена вся исходно-разрешительная документация, включая разрешение на строительство, начаты строительные работы.
«Привлечение надежного регионального партнера даст возможность холдингу «Восток Девелопмент» сконцентрировать усилия на продвижении второй очереди и завершить весь проект в более короткие сроки», — говорит Сергей Иванцов. При этом «Восток Девелопмент», сконцентрировавшись на реализации второй очереди проекта, продолжит выполнять функции технического заказчика.
Наметившаяся тенденция объединения усилий региональных и московских девелоперов дает дополнительный импульс и приводит к положительному синергетическому эффекту в том случае, когда региональные партнеры в ходе осуществления проекта продолжают опираться на опыт московского девевелопера, что и имеет место в случае объединения усилий компаний «Восток Девелопмент» и «УралДомСтрой».
По мнению Сергея Иванцова, совместные проекты московского и регионального бизнеса, экономические связи, возникающие между Москвой и другими регионами России, являются надежной гарантией экономического подъема и укрепления российской государственности.