Парковки в новостройках: нужно ли сокращать количество машино-мест
Рост количества автомобилей в России втягивает застройщиков в бесконечную гонку объемов парковочных пространств и увеличивает стоимость жилья. Об этом заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин на форуме «Дни лидеров муниципального управления», передает «Интерфакс».
По мнению вице-премьера, нормативы на парковочные пространства — серьезный вопрос. «Сегодня мы строим огромное количество парковочных пространств, увеличивая тем самым нагрузку на стоимость квадратного метра жилья, но при этом у нас дороги неспособны пропустить такое количество машин», — отмечает Хуснуллин.
«Власти Москвы и Московской области уже несколько лет внедряют механизмы, благодаря которым за автомобиль платит его владелец, а не все горожане. В регионах же продолжают повышать норматив», — приводит пример Хуснуллин. По его мнению, необходимо пересмотреть нормативы парковочных мест.
Девелоперы и риелторы рассказали, как влияют парковки на стоимость жилья и нужно ли менять нормативы.
Нормативы парковочных мест в ЖК
Нормативными документами в сфере строительства (в частности, СП 42.133330.2011) принята средняя обеспеченность автотранспортом в размере 350 машин на 1 тыс. человек. В прошлом году право регулировать его отдали регионам. В Москве приняты свои региональные нормативы градостроительного проектирования, которыми определяется порядок расчета потребности в местах постоянного и временного хранения автомобилей. Первый параметр считается, исходя из СНиП, СП (сводов правил), а также балльной оценки потребности в машино-местах. Второй — исходя из суммарной поэтажной площади объекта, коэффициента урбанизации и коэффициента доступности общественного транспорта. Для каждого проекта эти значения будут индивидуальными.
По данным ЕРЗ.РФ, в среднем по России обеспеченность строящихся многоквартирных домов машино-местами составляет 0,1 машино-место на одну квартиру. В 84,9% строящихся многоквартирных домов вообще нет машино-мест. В тех домах, где машино-места имеются, строится в среднем 0,65 машино-места на одну квартиру. Доля домов с встроенными или пристроенными паркингами за последние годы выросла незначительно — с 14% до 15,1%.
Почему нужно сокращать число парковочных мест
При проектировании жилых комплексов сегодня требуется отдавать приоритет современным городским концепциям — с грамотно разведенными пешеходным и автомобильным потоками, удобными подъездами для разгрузки и машино-местами, расположенными под землей, считает директор по продукту девелоперской компании «Брусника» Елена Еременко. По ее словам, подземных машино-мест не может и не должно быть много: не каждый житель готов потратить на паркинг от 750 тыс. до 1 млн руб.
«Текущие нормативы способствуют появлению в городах двух типов проектов. Первый представляет собой высотные дома, окруженные безжизненными парковочными полями. Бесплатность таких машино-мест иллюзорна. Не важно, есть у покупателя автомобиль или нет, цена стоянки будет включена в стоимость квадратного метра. Во втором типе проектов девелоперы организуют многоуровневый наземный паркинг на краю участка. Такие паркинги, как правило, остаются невостребованными и превращаются в пустые памятники нормативам», — говорит Елена Еременко.
Елена Еременко, директор по продукту компании «Брусника»:
— Выход один — число парковочных мест должно стать ограничивающим фактором. Городу невыгодно создавать инфраструктуру для транспорта, который более 90% времени стоит без дела. Автовладельцу машина принадлежит 24 часа 365 дней в году, но пользуется он ею всего 7% времени.
Ограничительные меры, безусловно, должны сочетаться с развитием, оптимизацией и популяризацией общественного транспорта. Предполагаем, что в таком случае о необходимости иметь автомобиль задумаются жители не только центральных, но и отдаленных районов.
Парковки нужно оставить
По оценке компании «Метриум», машино-место в новостройках Москвы включается в стоимость лота во многих проектах высокобюджетного сегмента. В массовых новостройках и бизнес-классе оно приобретается отдельно, и зачастую девелопер продает машино-место в лучшем случае по себестоимости, а в худшем — себе в убыток. Подобная инициатива может привести к росту цен на паркинги в новостройках и общему обострению проблемы с хранением личного автомобиля, считает управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.
В Москве пересмотр нормативов обеспеченности парковками в меньшую сторону нецелесообразен, поскольку автомобилей становится все больше и рано или поздно в каждом регионе возникнут проблемы с парковкой, уверена Надежда Коркка. По ее мнению, нужен более глубокий и системный подход к решению проблемы размещения автомобилей жителей при строительстве жилья. «Можно, например, внедрять эффективные мировые и отечественные практики повышения доступности машино-мест и прорабатывать вопрос размещения наземных паркингов на муниципальных неиспользуемых землях вблизи строящихся микрорайонов. Также для жителей нужно предусмотреть на таких землях механизм сбора средств для строительства гаражных комплексов по аналогии с ЖСК», — считает эксперт.
По оценке председателя совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирины Доброхотовой, уменьшение необходимой под паркинги площади ничего не даст, если параллельно не трогать нормативы плотности застройки по крайней мере в мегаполисах. «При фактически максимально возможной плотности застройки (25 тыс. кв. м на гектар) почти невозможно построить столько квартир, чтобы хоть какому-то проценту не хватило парковочного места даже при действующих нормативах. 25 тыс. кв. м — это шестисекционный 15-этажный дом, который займет площадь участка менее 2 тыс. кв. м. Если даже в нем будет 400 квартир, то площади под парковочные места понадобится 6 тыс. кв. м. Как ни крути, все размещаются», — поясняет эксперт. То есть, если снизить норму обеспеченности машино-местами, полезной площади участка все равно не освободить.
Вторая важная причина сохранить действующие нормативы — равные права на бумаге для бесплатных мест вдоль тротуара и дорогих мест в подземном паркинге, считает Ирина Доброхотова. Для закона они равны и учитываются как машино-места. «Если, к примеру, в одном и том же доме по действующим нормативам требуется 100 машино-мест, из которых 50 застройщик разместит в подземном паркинге, а еще 50 будут общедоступны, то сложности с парковкой могут наблюдаться с первого дня заселения дома: жильцы, не желая покупать парковочные места, постараются уместиться на 50 бесплатных, а платный подземный паркинг будет пустовать годами. Предположим, нормы изменили: теперь этому дому требуется всего 60 машино-мест, из которых 50 все так же в подземном паркинге. После этого вас не ждут взрывные продажи машино-мест под землей — вас ждут «парковочные войны» за десять катастрофически дефицитных бесплатных мест у подъезда», — приводит пример эксперт.
Обеспеченность парковочными местами
Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала «Единый ресурс застройщиков»:
— Обеспеченность парковочными местами в новостройках в последние годы увеличивается. Это связано с повсеместным внедрением нормативов градостроительного проектирования, включающих в себя требования к количеству мест для хранения автомобилей. До 2016 года в новостройках в среднем по России обеспеченность парковочным пространством составляла лишь 0,3 места на строящуюся квартиру, в 2016–2018 годах — 0,6, а в 2019-м и 2020-м — более 1,0. Казалось бы, идет улучшение по формальным показателям. На самом деле все не так благополучно. Во-первых, это чаще всего уличное парковочное пространство, которым распоряжается власть. Завтра эти парковки могут исчезнуть или их могут сделать платными. Во-вторых, одно и то же уличное парковочное пространство используется жильцами всех близлежащих домов. Поэтому расчеты застройщиков нередко лукавы.
Наличие машино-мест в доме — важная составляющая для обеспечения комфорта проживания. При оценке потребительских качеств новостройки за это добавляются баллы, что влияет на ее позицию в топе новостроек. Однако есть еще и показатели комфорта самого паркинга.
Читайте также: