Эпоха возрождения: Дом Мельникова подготовили к реставрации
В Москве завершена подготовка к научной реставрации знаменитого архитектурного шедевра эпохи авангарда Дома Мельникова. Генеральный партнер проекта — «Группа ЛСР» (девелопер № 2 в РФ по объему строительства). Этот материал рассказывает о том, что реставраторы сделали на первом этапе необходимых работ.
Напомним, что о начале научной реставрации Дома Мельникова было объявлено в марте этого года. Тогда Государственный музей архитектуры имени Щусева подписал соглашение о сотрудничестве с «Группой ЛСР», ставшей генеральным партнером по сохранению памятника. Работы по спасению архитектурного шедевра предполагается завершить в 2024 году. Результатом первого этапа в текущем году стало завершение обследования здания и подготовка проекта реставрации памятника. На его основе в течение следующих трех лет будут проведены необходимые восстановительные работы.
«Как ответственный застройщик и компания, которая постоянно сотрудничает с лучшими современными архитекторами, мы, безусловно, переживаем за судьбу шедевров отечественного зодчества, — отметил генеральный директор «Группы ЛСР» Андрей Молчанов, когда соглашение было подписано. — В случае с Домом Мельникова — это вообще памятник авангарда мирового значения. Поэтому обеспечение его сохранности — долг перед гражданами всей планеты. Мы уже приложили руку к увековечиванию памяти Мельникова, назвав в его честь улицу в рамках нашего флагманского московского жилого комплекса — «ЗИЛАРТа». Теперь, к чести для нас, и жизнь дома Константина Степановича будет навеки связана с именем нашей компании».
Потолок в мастерской и пол на террасе
План на первый год заключался в проведении комплекса научных изысканий для выявления всех существующих недостатков, установления возраста и подлинности деталей его интерьера и экстерьера, и — главное — составления полного перечня будущих реставрационных работ. План на первый год заключался в проведении комплекса научных изысканий для выявления всех существующих недостатков, установления возраста и подлинности деталей его интерьера и экстерьера, и — главное — составления полного перечня будущих реставрационных работ. Иными словами, реконструкция Дома Мельникова будет осуществлена по принципу «все включено». И именно по такой концепции генеральный партнер проекта «Группа ЛСР» возводит в Москве все свои жилые комплексы — со всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности.
Итак, в ходе научных изысканий, все имеющиеся дефекты Дома Мельникова разделили на две группы: генетические и технологические.
К первой относятся те, что связаны с экспериментальным характером конструктивных решений дома. Они могут быть устранены на некоторое время, но неизбежно проявятся в будущем. Так, еще в ходе строительства в 1927–1929 годах в целях удешевления Мельников заложил часть проемов на фасаде здания не кирпичом, а, например, песком, закрыв его снаружи оштукатуренными деревянными щитами. Из-за различных физических свойств авторских материалов появление микротрещин по границам заложенных проемов неизбежно и после реставрации.
К этой же категории относятся и дефекты кровли: к примеру, прогиб потолка мастерской, из-за которого на оштукатуренной поверхности проявились серьезные трещины, или же утрата герметичности крыши в местах примыкания к стенам в зоне южного фасада.
Технологические же дефекты, напротив, могут быть устранены на долгое время. Они появились либо из-за неправильной эксплуатации инженерных систем дома, либо из-за несоблюдения технологий во время его предыдущих ремонтов и реставраций. К таким дефектам, например, относится отслоение отделочных слоев на фасадах из-за разных типов штукатурных составов разных лет — от известкового до цементного.
Показательный пример технологического дефекта из-за неправильной реставрации — терраса дома, находящаяся на третьем этаже. В 2013 году конструкция настила террасной доски была существенно переделана, что в данный момент затрудняет эксплуатацию и даже грозит локальными просадками пола. Это происходит потому, что конструктивные решения, а также материал, при помощи которого террасу попытались отреставрировать, не соответствуют оригинальному замыслу архитектора.
В своих изысканиях специалисты использовали данные аналогичных работ, которые проводились еще ранее: в 1982, 1996 и 2018 годах, поскольку реставрация требовалась уже тогда. Однако начать ее ни в один из этих периодов не представлялось возможным без появления генерального спонсора проекта, готового вложить в него безвозмездно значительные средства. Объединив данные всех исследований, специалисты создали 3D-модель здания с детализацией «до кирпича». Она призвана помочь восстановить строение в максимально аутентичном виде.
Лестница, чулан и воздушный телефон
«В ходе работ будет полностью сохранен не только дизайнерский замысел архитектора, но и все оригинальные конструкции и материалы», — говорит директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Павел Кузнецов.
Поэтому важнейшим результатом подготовительного этапа работ стал список подлинных деталей интерьера Дома Мельникова, хранящих память об архитекторе и его семье. В него включены, в частности, деревянная антресоль в мастерской, лестницы, двери, встроенная мебель.
С этой же целью архитекторы «Рождественки» внимательно описали и конструктивные элементы дома, с высокой точностью поделив их на три категории: подлинные, подлинные отреставрированные и воссозданные. Подлинность до сегодняшнего дня сохранили, например, ограждение лестницы и настил пола чулана, а также система воздушного телефона.
На этом устройстве остановимся отдельно, пояснив, что такое воздушный телефон в принципе. Само устройство увидеть нельзя, поскольку оно замуровано. Но можно увидеть два отверстия в стене на первом этаже, от которых внутри стен тянутся две трубы 9 м и 15 м. Это трубы, в которые можно говорить, передавая звук на определенное расстояние. Одна из них ведет в мастерскую, другая уходит к калитке через подвал. То есть архитектор Мельников использовал это устройство и как внутренний телефон, и как домофон. В начале ХХ века это была довольно распространенная модель связи не только в домах, но и на кораблях.
Сейчас функционирует только та труба, которая ведет в мастерскую, а уличная не работает уже много лет, поскольку нарушена целостность той части, что расположена под землей.
Подлинные отреставрированные элементы — это те, что в недавнем времени уже были обновлены. К ним относятся двери, витражи, оконные рамы, а также полы мастерской и антресоли. И наконец, воссозданные элементы — это то, что было сделано заново по оригинальным чертежам архитектора. В это список включены женский и мужской шкафы, раковина и ванная, холодильный шкаф на кухне и, например, дверная коробка выхода на террасу.
Ломберный столик и живописный портрет
Параллельно с подготовкой проекта специалисты Государственного музея архитектуры имени Щусева ведут активную реставрацию предметов мемориальной обстановки: в этом году в дом-музей после завершения работ вернулись ломберный стол, кресло Мельникова и его живописный портрет работы сына художника Виктора Мельникова.
Отметим однако, что и сейчас, и в ближайшие годы Дом Мельникова будет открыт для посещения. Как это возможно при проведении столь серьезных работ? Сами архитекторы говорят, что восстановление этого шедевра архитектуры будет похоже на открытую реставрацию огромных картин в крупнейших музеях мира, когда пространство для посещения закрывается частично. Из-за того что музей продолжит принимать гостей, подробный перечень работ для каждой части Дома Мельникова будет составлен заранее и позволит корректировать алгоритм посещения музея. Такой подход сделает проект сохранения дома-мастерской просветительским и безопасным.