Почему в Москве стало строить просто. Видео
Текстовая версия
Долгое время в Москве говорили о борьбе с административными барьерами в строительстве. Мол, столице, чтобы строить много и качественно, необходимо делать взаимодействие строительных компаний и города максимально прозрачным, чтобы, начиная стройку, бизнесу не надо было тратить годы на получение разрешительной документации и т. д.
А что в итоге? Удалось ли снизить админбарьеры на стройке? Вот как на этот вопрос недавно ответил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Мы сегодня не ведем борьбу с административными барьерами, мы барьеры убрали, это мое глубокое убеждение. Сейчас есть «препятствия на дороге», «неровности», «шероховатости», «камни», которые надо выровнять. Те, кто сегодня участвует в инвестиционно-строительном процессе — строят, проектируют, инвестируют, — если они не занимались этим десять лет назад, то уже не знают, как было плохо тогда. Они думают, что так всегда хорошо было, как сейчас.
А теперь давайте пройдемся по этим самым «шероховатостям» — основным барьерам, которые все последнее десятилетие мешали строить просто. Надо сказать, что борьба с админбарьерами ведется прежде всего на федеральном уровне.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Есть два федеральных закона — № 275 и № 276, — которые буквально в июле этого года внесли изменения в Градостроительный кодекс. Первое ключевое событие: в сфере строительства и градостроительства 32 мероприятия, которые разбиты на пять этапов (то есть минимизировано количество). А закон № 276 внес изменения в Градкодекс по теме техприсоединения.
В Москве — своя повестка борьбы с админбарьерами на стройке. Надо сказать, что в столице она идет опережающими федеральный уровень темпами.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— С 2012 года Москва находится в активной фазе перевода регламентаций услуг для строителей. Все основные услуги, мероприятия переведены в электронный вид. Почти 90–95% услуг застройщики могут получить только в электронном виде. Никто с бумагами не ходит, хотя по определенным процедурам еще такая возможность есть. Городской портал mos.ru стал единой городской точкой входа для всего, что связано с градостроительной сферой. Это называется «одно электронное окно». Здесь можно получить всю информацию, передать нужную информацию. Это реально очень здорово. Не надо рыться в страницах, поисковик направит тебя куда надо.
Отдельная тема для строителей в Москве — технологическое присоединение. До последнего времени это была самая сложная тема для столичных строителей.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Перевели все в электронный вид, на портал mos.ru. Сначала было три услугм, сейчас четыре, в следующем году будет пять услуг ресурсников. Ключевые услуги: подача заявки, получение техусловий, договор на техприсоединение, подписание соглашения о техприсоединении, получение акта о техприсоединении. В следующем году мы хотим добавить получение акта о выполнении техусловий. В первые месяцы работы портала с этой услугой, в январе-феврале прошлого года, было получено 20 тыс. заявок. Сегодня все работает как часы. Более 250 тыс. заявок за два года с начала работы этой системы. Самый главный эффект в том, как выполняют свои обязательства ресурсоснабжающие организации. Раньше было много причин для отказа, говорили: «А там это, а там то». А сейчас все прозрачно. У ресурсоснабжающих компаний есть договор, он в электронном виде прикреплен, есть обязательства, есть права на получение денег (видно, застройщик заплатил или не заплатил). Все прозрачно.
Снижению админбарьеров на московской стройке способствует также и… простое общение строителей и городских чиновников.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы
— Два года назад мы открыли Единый контактный центр (ЕКЦ) Стройкомплекса градостроительной политики, где работают две линии операторов, это живое общение. В ЕКЦ создана электронная база знаний, юридически выверенных ответов на постоянно задаваемые вопросы. В базе знаний сформулировано уже порядка 1,5 тыс. ответов. Если ответа нет, то оператор отдает вопрос на вторую линию, где сидит специалист из конкретной организации (МКА, МКЭ).
Следующий шаг — создание Единой консультационной площадки Стройкомплекса. Это больше, чем горячая линия. Застройщики и инвесторы говорят: «Давайте наладим, чтобы можно было в процессе предоставления услуги сразу что-то исправить, проконсультироваться». Такая площадка готовится ровно для этого.
Но каждый раз объяснять все новым и новым строителям правила игры сложно. Поэтому следующим шагом Департамента градостроительной политики станет создание искусственного интеллекта — для регулирования строительных процессов в городе.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Бесконечно регулировать то, что связано с предоставлением госуслуг, услуг сетевых организаций, невозможно. Поэтому два года назад мы решили, что нужно переходить на Единую цифровую площадку взаимодействия, где будут нейронными сетями пересекаться вопросы, ответы, услуги и задачи. Это называется комплексными услугами. И площадка Единого взаимодействия позволит донастроить много программных продуктов, регламентов, услуг и т. д. Это площадка и единая среда взаимодействия, среда доверительная, которую можно назвать «СтроимПросто».
Действительно: вот так вот скажи московским строителям десять лет назад, что в столице строить будет просто — не поверили бы...