Вениамин Голубицкий: «Я никогда не мечтал быть строителем»
«РБК-Недвижимость» начинает публикацию серии интервью с главами девелоперских компаний России — лидеров отрасли по объему и качеству на рынке строительства жилых комплексов. Проект «Монологи о бизнесе. Лидеры девелопмента жилья в России» включает два десятка интервью, которые будут в сокращенных версиях выходить на сайте и затем с полными текстами объединятся в книгу, выходящую в свет летом 2022 года. Первым героем проекта стал президент ГК «КОРТРОС» Вениамин Максович Голубицкий.
— Верите ли вы в то, что комфортная квартира может сделать семью счастливой? Если послушать маркетологов, то счастья без новой квартиры не бывает вообще. Но мы же с вами выросли не во дворцах...
— Счастье — это очень сложное понятие. Нельзя «собрать» его универсальным для всех по единой формуле. Оно разное для каждого. Для одного это запах маминой сдобы, для другого — прорубь с удочкой по выходным. Кто-то предпочитает жить в загородном доме, кто-то — в центре мегаполиса, в гуще событий. Но отрицать значимость бытового окружения для комфорта и правильного самоощущения любого человека было бы неправильно. Обстоятельства жизни, которые в том числе определяются и числом метров на каждого члена семьи, не могут не влиять на формирование и гармоничное развитие личности. Нас всех формирует среда. И поэтому для нас как для девелоперской компании создавать среду — это огромная, но необычайно благодарная работа.
— Никто в детстве не мечтает стать девелопером. Космонавтом, поваром, блогером наконец — это да. Но почему и как люди оказываются в этой профессии?
— Девелопер — не русское слово. Но оно уже устойчиво используется в России, так как у него нет синонима, в полной мере отражающего суть этой профессии. Это же не просто строитель, а именно инвестор в строительство. Вряд ли дети способны мечтать о такой профессии. Но почти наверняка можно сказать, что многие современные девелоперы в детстве любили играть в конструктор, строя башни из кубиков и соединяя разрозненные части в цельные, причудливые постройки. Допуская высокопарный слог, можно сказать, что они мечтали быть созидателями. Взрослея и посещая знаковые архитектурные памятники, уникальные здания и районы, человек укрепляется в желании создать нечто подобное.
— Но таких людей немного. Чаще всего, если говорить именно о руководстве девелоперской компании, здесь оказываются инвесторы, которые выбрали своей стратегией именно получение прибыли в бизнесе строительства жилья.
— Я тоже не планировал строить жилые комплексы. Если бы 40 лет назад мне кто-то сказал, что мне присвоят звание «Почетный строитель России» и стройка станет моей любимой работой, я был бы сильно удивлен. Моей страстью всегда была литература, я планировал поступать на филологический факультет. Но в какой-то момент меня убедили в непрагматичности этого решения, и я выбрал юриспруденцию как некий компромисс между желаемым и необходимым.
— Что важнее для вас как для человека творческого, но прагматичного: построить уникальный объект или побольше заработать?
— Не смогу дать однозначный ответ. Безусловно, любой девелопер не лишен амбиций, и одна из самых вдохновляющих целей работы — построить на десятилетия, на века нечто запоминающееся. Даже проекты иногда называют именем себя, как Trump Tower, например. Но дело даже не в высоте стен и объеме здания — это просто цемент, арматура, чертежи архитектора и руки исполнителей. Речь о создании Замысла, именно так, с большой буквы. О создании на территории не просто дома, но прежде всего среды для жизни. Чтобы новоселы, те, кто будет пользоваться плодами твоего труда, получили более высокий, качественно иной уровень жизни и быта. Вот это для меня основной вызов и главная цель.
Это не отменяет цель материальную. Для эффективной и стабильной работы любого бизнеса прибыль важна. И чем она выше, тем лучше.
— Возможен ли здесь компромисс — так, чтобы и проекты делать качественные (они требуют соответствующих инвестиций), и работать не в минус?
— Безусловно. При соблюдении важного условия новостройка стандартного класса не может быть маленькой. Только крупный комплекс может вытянуть расходы на обширную инфраструктуру и техническое качество. В Екатеринбурге наш проект «Академический» — это целый город на 300 тыс. жителей. Мы создали фактически полностью укомплектованный для комфортной жизни огромный район, где предусмотрено все необходимое: от систем умного дома в квартирах и общественных зонах до мест отдыха, спорта, творчества и работы. Такую нагрузку могут нести на себе только масштабные проекты, при локальной точечной застройке у девелопера на это не хватит ни места, ни денег.
— Так чего же в этом бизнесе больше: идей или денег?
— Конечно идей. Они важнее. Сейчас все ведущие компании — посмотрите на Tesla, например — развивают идеи, придуманные ими много лет назад и казавшиеся тогда космическими и фантастичными. И именно на этом увеличивают свою капитализацию. Деньги наследуют идеям.
— Кажется, что сейчас строится все одинаковое. Раньше были просто дома. Сейчас — кварталы с комплексной инфраструктурой и прочим. Но «набор» этот почти одинаков для всех ЖК. И все в один голос говорят: «Мы строим не квадратные метры, а образ жизни»…
— А вы помните, когда вообще впервые были произнесены эти слова? В 2005 году. И я уверенно приписываю их авторство нашей компании. Мы первыми стали говорить о необходимости создания не просто жилья, но среды для жизни.
— Неужели тогда не было запроса на качественную среду? Мне кажется, это было всегда важным для покупателей новостроек.
— Отнюдь. Очень долго потребность в жилье была настолько острой, что с рынка сметали любые квартиры. Именно покупали просто квадратные метры. Десятилетиями в России мечта о собственной отдельной квартире оставалась для большинства людей несбыточной. Семьи ютились на тесных кухнях, не имея возможности разъехаться. Абсолютным счастьем, мерилом жизненного успеха считалось вселение в дом сталинской застройки, в центре, на Остоженке или на Кутузовском проспекте. Где, по правде говоря, весомыми достоинствами были только высокие потолки и толстые стены.
Сейчас совсем другое время. Заставить экономически независимого человека купить квартиру в старом фонде может только ностальгия или юношеские комплексы. Прогрессивный покупатель выбирает абсолютно новые, качественно иные условия жизни. Тысячи еще совсем молодых людей уже совершили множество сделок с жильем. Сейчас есть возможность выбора квартиры по локации, качественным характеристикам, а доступность их подкрепляется множеством льготных ипотечных программ и государственных проектов, нацеленных на субсидирование приобретения жилья молодыми семьями, с участием материнского капитала. И люди не просто почувствовали свободу в выборе квартиры, но и развили вкус к качественно иной среде.
Современное жилье немыслимо без обустроенного, уютного двора, просторного паркинга, школ и садов, мест для спорта и прогулок — всего того, что сейчас делают по стандартам комплексной застройки.
И вот тогда, в далеком 2005 году, начиная в Екатеринбурге наш проект «Академический», мы мыслили именно так, планируя не просто котлованы и метры, но прежде всего среду. Кстати, когда мы презентовали этот проект на инвестиционном форуме MIPIM во Франции, иностранные инвесторы крутили пальцем у виска и иронично комментировали, что у русских «опять какие-то мифические планы и гигантомания».
— Сейчас это уже не выглядит как миф. Комплексное развитие территорий стало нормой.
— Потому что так движется весь бизнес: от идеи к практической реализации пробного проекта и далее — к масштабированию успешных моделей. Наша идея оказалась удачной и прошла проверку временем. Сфокусировав на себе внимание потребителей, она естественно стала применяться в абсолютном большинстве жилых девелоперских проектов.
— А раз стандарт комплексного развития территорий стал применяться в большинстве проектов, в чем же тогда заключается ваша уникальность? Почему покупатель приходит к вам? Как он идентифицирует на обширном рынке именно ваш продукт?
— Вот тут мы должны поговорить об очень важном понятии в современном девелопменте. О роли и значении бренда. Часть его, безусловно, проявляется в нейминге проектов. К сожалению, многие подходят к формированию «имен» жилых комплексов очень формально. Если рядом лес, то будет ЖК «Лесной», если речка — «Речной» и так далее. Но мы наши знаковые проекты брендируем в линейки. Например, если в Москве у нас строится высотный комплекс Headliner, то в Перми новостройка такого класса жилья тоже будет называться Headliner. Это уже не просто название, это характеристика новостройки. И тот, кто купил ее в Москве, понимает, что такой же стандарт качества будет у нее и в регионах.
— Насколько сейчас девелопер — самостоятельный игрок? Ведь в сфере строительства активно участвует государство, регулируя правила, нормы, оставляя за собой контроль и укладывая ваш бизнес в определенные рамки.
— Любой крупный бизнес несамостоятелен. Девелопмент не исключение. Нормально и правильно, что государство регулирует правила. И сейчас ситуация, на мой взгляд, очень комфортная: рынок развивается внутри четко очерченных границ как в плане законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан и строителей в процессе соинвестирования жилья, так и в плане раздела обязательств между властью и бизнесом в части исполнения социальной нагрузки. Да, необходимость строить не просто дома на продажу, но и образовательную инфраструктуру, дороги, создавать рабочие места — это непростая задача даже для крупных девелоперов. Но взамен власти значительно урезали бюрократические процессы, повысили прозрачность взаимодействия с бизнесом, поддерживают и помогают. Вспомните хотя бы беспрецедентные меры поддержки девелоперов во время кризиса, связанного с пандемией коронавируса, — без них вся строительная отрасль могла бы откатиться в своем развитии на добрый десяток лет назад. Так что в девелопменте самостоятельность игроков это не главная ценность.
Полную версию интервью читайте в книге «Монологи о бизнесе». Выход в свет — летом 2022 года.
О ГЕРОЕ
Вениамин Максович Голубицкий, президент ГК «КОРТРОС»
Родился в Перми 28 апреля 1957 года. Российский политический и общественный деятель, девелопер, поэт, писатель, фотохудожник.
Окончил юридический факультет МГУ, кандидат юридических наук. До карьеры в строительной отрасли в течение девяти лет работал в государственных органах власти Свердловской области, где занимался широким кругом вопросов — от социальной сферы до управления государственной собственностью. С 2005 года занимает пост руководителя группы компаний «КОРТРОС». Член Союза писателей России. Обладатель премии «Поэт года» за 2017 год.
О КОМПАНИИ
ГК «КОРТРОС» реализует проекты по созданию объектов недвижимости с уникальными характеристиками жилой среды «нового качества жизни» для российского потребителя различных сегментов. Девелопер активно работает в различных регионах России. Проектные офисы холдинга расположены в таких крупных городах, как Москва, Cанкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь. ГК «КОРТРОС» начала свой путь в 2005 году как региональная компания, приступив к реализации района «Академический» в Екатеринбурге и выступив идеологом и инициатором развития проектов комплексного освоения территории. Также зарекомендовала себя как первопроходец в сфере внедрения умных технологий в строительной отрасли. «Девелопер года» по версии Urban Awards 2021. ГК «КОРТРОС» входит в список системообразующих предприятий России.