Брутализм: суровый стиль в архитектуре и дизайне
Брутализм (от лат. brutus — «грубый») — это направление в архитектуре, процветавшее в 1950–1980-х в Англии. Основоположник стиля — архитектор Ле Корбюзье. Впоследствии направление распространилось в странах Европы и СССР, а в наше время этот стиль популярен и в домашних интерьерах. Разбираемся вместе с экспертами в истории и особенностях брутализма, отличительных чертах стиля и способах реализации.
Эксперты в этом материале:
- Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева;
- Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio
Что такое брутализм
Брутализм — это одна из разновидностей послевоенного модернизма, в основе которой необработанные материалы. Сейчас этот стиль, как и лофт, очень востребован; дизайнеры часто сочетают их в интерьере. Брутализм отчасти схож и с минимализмом с его лаконичным выбором предметов декора.
Особенности брутализма
Суть брутализма — в выставлении напоказ грубой простоты и аскетичного дизайна:
- демонстрация материала, из которого построен дом или сделан предмет интерьера: открытый бетон, кирпич, сваи и коммуникационные трубы;
- скульптурность и строгость линий, прямые углы, отсутствие плавных, округлых форм;
- исключение декора: вещи в брутализме в первую очередь функциональны;
- неотредактиронные «изъяны»: вместо того чтобы заштукатурить неровную стену, в брутализме ее принято выставить напоказ;
- простор: стиль не терпит маленьких пространств и подходит для помещений больших площадей; .
- естественная, минималистичная, часто монохромная цветовая гамма;
- преобладающие материалы: бетон, металл, дерево и стекло.
Брутализм в архитектуре
История архитектуры брутализма начинается с разрушения. После Второй мировой войны многие здания в Великобритании превратились в руины, а стройматериалов не хватало. Архитекторы начали использовать дешевые необработанные материалы, создавая дома с бетонными фасадами. Идею позитивно приняли во всем мире, но изначально брутализм считался приемлемым только для административных зданий. В 1953 году в журнале Architectural Digest впервые появился термин «новый брутализм» [1]. В 1970-е годы стиль утратил популярность в том числе из-за стойкой ассоциации с мрачностью и тоталитаризмом. Однако в последние годы архитекторы снова возвращаются к нему.
Елизавета Лихачева:
— Брутализм как архитектурное направление проявился в СССР со второй половины 1960-х годов, в Соединенных Штатах и Европе несколько раньше — с 1950-х. Это попытка вернуть архитектуру в первозданный вид. Стиль характеризуется использованием грубых пластических форм, необработанных материалов. Бетон максимально фактурируется, «уродуется».
Это один из самых спорных, но при этом и самых заметных видов модернизма. У нас в стране брутализм, как ни парадоксально, продержался дольше всего: например, пресс-центр Олимпиады в этом стиле построен в 1970-е годы, а НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина — в начале 1980-х. Сейчас современные архитекторы периодически обращаются к этому стилю, но если говорить о наиболее выдающихся проектах, то это США и Великобритания.
Самые яркие пример брутализма — Хабитат в Монреале, Массачусетский университет в Дартмуте, Парк-Хилл в Шеффилде, библиотека в Торонто 1973 года постройки — абсолютно инопланетная по своей сути, Западные ворота в Белграде, Театр оперы и балета в Чебоксарах. В последние годы этот стиль мало распространен в архитектуре. Золотые времена брутализма остались в 1960–1970-х годах.
Хабитат 67 в Монреале, Канада
Памятник архитектуры, жилой комплекс из 12 этажей с упорядоченной структурой из 354 модулей, объединенных в 158 ячеек. Каждая из них — отдельная квартира с садом. Архитектор Моше Сафди начал работу над проектом в 1961 году, а представили Хабитат на выставке Экспо-67. Концепция комплекса — доступное жилье с террасами на крыше, своеобразная интеграция плюсов загородной жизни в урбанистическую реальность. Помимо жильцов, здание нравится паркурщикам, использующим его для тренировок.
Библиотека Университета Торонто, Канада
Система зданий занимает третье место по величине, уступая Гарвардской и Йельской библиотекам. Она состоит из трех кампусов — Св. Георгия, Миссиссога и Скарборо и 44 библиотек со специализированной и учебной литературой. Внутри также расположены информационные центры, которые поддерживают научные исследования по сотням программ.
Башня Генекс, Сербия
Западные ворота Белграда — 35-этажное строение высотой 119 м — возведены в 1980 году по проекту Михайло Митровича. Здание состоит из двух башен, между которыми расположен мост с вращающимся рестораном. Одна из башен — жилой комплекс, вторая — офис компании Genex. Сейчас часть офисов, как и ресторан наверху, пустуют.
Чувашский государственный театр оперы и балета, СССР
Строение 1985 года создано по проекту архитекторов Бубенца и Тенета, удостоенных за него Государственной премии РСФСР. В здании размещен театр оперы и балета, где работает самый большой творческий коллектив республики. Сцена принимает Международный балетный фестиваль, а в мае 2022 года на ней отметили 90-летие симфонического оркестра.
Брутализм в интерьере
Дизайнеры часто упоминают термин «честность» как основу брутализма. Стиль используется в современных домах и квартирах, преимущественно в новостройках. Бетонные потолки и стены оставляют без шпаклевки и колера, максимум — покрывают матовым лаком. Комбинируют натуральные материалы: камень, стекло, листовое железо, бетон и деревянные поверхности в одной комнате.
Помимо отделки, в противопоставленном гламуру брутализме важно уделить внимание наполнению интерьера:
- ограниченное количество предметов: они должны быть функциональными и без декора;
- встроенная мебель вдоль стен, строгая геометрия пространства;
- цвета лаконичные; яркие акценты допустимы, но в помещении должны преобладать максимум один-два оттенка;
- мебель выполнена из натуральных материалов в их естественном виде;
- свет в комнате максимально естественный — уличное освещение дополняют лампами в минималистичном исполнении;
- металлические коммуникационные трубы не скрывают, а делают элементами декора, например, выделяя контрастным цветом. Растения, картины и фотографии приемлемы, но их должно быть немного.
Комментарий эксперта:
Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio
— Изначально брутализм имеет мужское начало, отличаясь своей лаконичностью, грубой натуральностью и удобством. Как правило, это большие пространства с нестандартными планировками, похожие, скорее, на «убежища», нежели на типовые квартиры и апартаменты. В работе с такими пространствами важно грамотно зонировать помещения.
В брутализме специально выставляется напоказ фактура материалов: неприкрытая кирпичная кладка, каркас здания, проводка и коммуникации; используются натуральные материалы — штукатурка, черный металл и много стекла. В отделке стен чаще выступает необработанный бетон. Мебель простая, удобная, минималистичная, прямоугольной формы. Текстиль — грубоватые материалы (кожа и замша). Швы обычно строчатся толстой нитью наружу. В интерьере преобладают монохромные цвета: богатый черный, бумажный белый для контраста, терракотовый, зеленый, синий.
Брутальный стиль не нужно путать с лофтом, владельцы которого стремятся подчеркнуть в интерьере возраст и историю такого места через винтажные стены, старинное остекление, ржавый металл и старую проводку. Брутальный интерьер, наоборот, отличается порядком, чистотой, выверенными формами и линиями. Здесь все на своем месте, ничего не мешает глазу. Наливные глянцевые или шелковистые полы в бело-серых тонах, покрытые плиткой или массивом дерева, визуально уводят пространство от цеха. В отделке можно использовать бетон или белоснежную краску.
Брутализм можно комбинировать практически с любыми другими стилями: смешивать с минимализмом, добавлять декор лофта. Основной вопрос — в каком соотношении. Брутальность может быть современной: 60% интерьера в стиле минимализм, а в остальной части — элементы брутализма: грубые отделочные материалы и кубообразная простая мебель. Свобода и контраст современных и технологичных, честных и настоящих материалов — важное отличие брутального стиля.
На рынке недвижимости брутальный интерьер — больше индивидуальная эстетская тема, а не тренд. Запросы редкие, но интересные. Зачастую сложные проекты становятся вызовом для дизайнеров. Заказчики брутального интерьера, как правило, люди творческих профессий, которым не близки стандарты. В основном мужчины 30–40 лет, кто много работает, путешествует. Они определись с тем, что им нравится и что бы им хотелось видеть, поэтому дизайнерам важно учитывать интересы, привычки и привязанности заказчика в интерьере, подчеркнуть их в пространстве. При желании брутальный интерьер можно сделать приветливым, уютным и домашним. Несмотря на строгость и индивидуализм, такой дизайн не противоречит семейной жизни.