Топ-5 отделочных материалов, которым требуется импортозамещение
Один из секторов экономики, который сейчас активно пытается адаптироваться под новую реальность и требует импортозамещения, — ремонт и дизайн интерьера. Эта отрасль в России всегда была очень зависима от импортных материалов и комплектующих. Сейчас на складах можно найти остатки в минимальном количестве. По мнению экспертов, их хватит только до конца лета.
К чему готовиться тем, кто прямо сейчас планирует ремонт, от каких отделочных материалов придется отказаться, чем их можно заменить и как может справиться отрасль в целом?
Сантехника
Сантехника оказалась наиболее зависимым от импорта сегментом отделочных материалов. Рынок столкнулся как с дефицитом сантехнического оборудования, так и с сильным ростом цен: от 10% на продукцию российских, турецких и индийских производителей и до 45% на европейские марки.
Турецкие и индийские поставщики изменили ценовую политику в основном из-за транспортных расходов. Отечественные — из-за возросшего спроса и усложнившейся системы логистики. Высокий рост цен на европейскую сантехнику объясняется дефицитом поставок. На складах еще можно найти различные образцы, но в ограниченном количестве. Скорее всего, до конца лета и эти запасы будут распроданы.
Базовые модели, которые поставляются с китайских фабрик немецких компаний, еще можно заказать. А все, что эксклюзивное — нестандартные формы и размеры, цветная сантехника, сложные системы (гигиенический душ, полноценные душевые системы), — заказать очень сложно. Сроки их ожидания и конечная стоимость слабо прогнозируемы.
Однако совсем сгущать краски не стоит. Сейчас дизайнеры ищут возможности прямых поставок из Европы, прорабатывают варианты ввоза сантехники через соседние страны — Казахстан и Турцию. А чтобы избежать простоев на объектах, дизайнеры Domeo при первых же сложностях в поставках начали подбирать варианты комплектующих среди подходящих аналогов у российских, турецких и индийских производителей.
Отечественные предприятия расширили линейки продукции, а турецкие и индийские стали презентовать больше коллекций, поэтому у них можно найти достойные аналоги европейским поставщикам. Более того, если сравнивать турецкие и индийские модели с европейскими, то Турция и Индия на сегодняшний день не проигрывают в качестве Италии.
Окна
Это еще один сектор, который значительно зависит от импорта, поскольку фурнитура и часть сырья для производства окон практически в 100%-ном объеме ввозились из-за рубежа.
Например, Россия почти полностью импортировала диоксид титана, стабилизаторы ударопрочности, аддитивы, мел высокой очистки для производства оконного профиля, химию для монтажной пены, уплотнителей, герметиков, пленки для ламинации.
Оборудование для производства окон в России до 2022 года выпускала только одна компания — Vstec в Санкт-Петербурге, у которой заказы расписаны на несколько лет вперед.
Весной этого года в Орловской области компания «Юнион» открыла завод полного цикла, который выпускает оконную и дверную фурнитуру под маркой UPT. Производственные мощности предприятия составляют около 5 млн комплектов оконной фурнитуры в год. Потенциально завод может производить до 10 млн комплектов и закрыть потребности рынка, но все же не полностью.
Электрооборудование
Комплектующие для электрики зависели от импорта на 75–80%. И сейчас розетки, выключатели, электроустановочные изделия находятся в большом дефиците. Производители из Германии, Франции, Италии (Jung, Legrand, Btichino, АВВ) обеспечивали более 70% рынка в среднем сегменте. Сейчас все поставки приостановлены. Найти отечественные аналоги по соотношению цены-качества сложно. Российские производители есть, но стоимость их продукции высока.
Но в среднем и экономичном ценовых сегментах можно найти российских и китайских производителей лампочек. Это «Эра», Voltega, Gauss, Uniel, «Лисма» (Россия) и Yeelight, ASD (Китай).
Плитка
Как и большинство перечисленных здесь отделочных материалов, плитка для внутренней отделки в основной массе шла из Европы. На данный момент мы лишились испанских поставщиков керамической плитки и поставщиков клинкерной плитки из Польши, Германии, Италии.
В качестве аналогов дизайнеры рассматривают индийских, турецких и китайских производителей. Но поскольку до этих пор сотрудничество с ними практически не велось, сложно сказать, какого качества их продукция, в том числе затирка. Правильный выбор по типу материала, сочетаемости цветов, качеству влияет на внешний вид, а главное — на срок службы облицовочного материала.
Достойные производители качественной плитки есть в Белоруссии. Топ-3 лучших производителей керамической плитки — это «Керамин», Belani и Kerabel.
Отечественные компании тоже не уступают в качестве. Но сейчас не все их коллекции есть в наличии, некоторые из них доступны только под заказ с очень долгим сроком производства, по другим — на складах остался товар в ограниченном количестве.
Краска для стен и пола
Краску пока еще можно заказать из Европы, но ее поставки могут прекратиться в любой момент. Аналоги можно найти в России. Уже открыт ряд производств на базе европейских ингредиентов, чья продукция по качеству не уступает импортной. Открыты и новые предприятия по производству параформальдегида, который нужен для изготовления краски и до недавнего времени ввозился исключительно из-за рубежа.
Однако открытым остается вопрос ввоза или производства многих компонентов, которые нужны для создания красок и обоев: диоксида титана, мела, микромрамора, функциональных добавок.
Где не нужно импортозамещение
Материалы, которые наименее всего зависимы от импорта, — это напольные покрытия, мебель, двери, отделочные материалы на основе полимеров: стеклопластики, оргстекло, винипласт, полиэтилен, тепло- и звукоизоляционные материалы, ДСП, декоративные листы, плиты, панели, плитки.
Многие напольные покрытия и до санкций дизайнеры закупали в Китае, с 2019 года европейские компании начали переносить производства виниловых покрытий в Китай. Премиальный паркет ввозили из Белоруссии. Сейчас рынок переориентировался внутрь страны — и оказалось, что российские производители ламината и кварцвинила выпускают продукцию хорошего качества на основе австрийских технологий, специально разработанных для российского рынка. Например, бренды EVOFLOOR и Tarkett.
Cейчас в сегменте отделки наступило время возможностей для отечественных предприятий. Мы видим, как развеиваются мифы о российских производителях отделки и мебели. Дизайнеры стали больше обращать внимание на компании, которые раньше оставались в тени известных европейских марок.