Зачем Москва развивает сеть электродепо. Видео
Текстовая версия
В это трудно поверить, но ежегодно московское метро и электрички МЦК перевозят более 2,2 млрд пассажиров. Это колоссальная цифра… и колоссальная инфраструктура, которая требует постоянного развития. В этой программе расскажем о таком важном элементе московского метрополитена как электродепо. Еще эти комплексы называют метродепо — по сути, это «гаражи», где поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на ремонт в случае поломки.
Депо разделяются на две части:
- Отстойник с «канавами», где подвижной состав «паркуется» и проходит плановый осмотр перед выходом на линию.
- Ремонтная часть, где проводится ежедневный и внеплановый ремонт.
Так же в депо есть специальная вагономоечная камера, похожая на большую автомойку: здесь вращающиеся щетки очищают поезда от пыли и грязи. Для машинистов на территории депо есть комнаты отдыха, раздевалки, столовые и душевые, есть даже комнаты психологической разгрузки и тренажерный зал.
И таких комплексов — депо — в Москве 20 штук. Причем эта инфраструктура постоянно обновляется и растет. С 2011 по 2021 год специалисты московского Стройкомплекса построили и реконструировал 11 метродепо, которые дали городу около 8 тыс. рабочих мест.
Зачем строить новые депо? Потому что растет само метро. С увеличением числа линий в московской подземке пропорционально растет и количество поездов, которые по ним курсируют. Рост количества поездов и депо необходим, чтобы сохранить существующий интервал движения поездов — в часы «пик» он составляет 30 сек. (такого рекордного показателя не смогли достичь ни в одном метрополитене мира).
Самое современное депо на сегодня — «Руднево», оно было открыто в 2019–2020 годах. В этом депо производится техническое обслуживание, ремонт и отстой поездов Некрасовской линии. Депо рассчитано на размещение на ночной отстой 31 состава и техническое обслуживание 48 составов.
Сейчас на этапе реконструкции находится два депо «Владыкино» и «Выхино», а в строительстве и проектировании еще четыре электродепо. Расскажем о тех, что строятся.
Начнем с депо «Аминьевское», которое возводят для обслуживания Большой кольцевой линии (БКЛ).
Андрей Бочкарев, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Мы находимся на площадке строительства депо «Аминьевское». Само строительство разделено на два этапа. Основные работы по первому этапу закончили фактически в марте этого года: построено 14 мест для отстоя поездов. Сейчас мы завершаем выполнение строительных работ по второй части, чтобы довести в общее количество места отстоя поездов до 30, создать необходимую инфраструктуру для ремонта, технического обслуживания поездов, уборки, мойки и т.д.
Планируем к осени текущего года завершить все строительно-монтажные работы, подготовить объект для передачи в метрополитен в полном объеме. В депо создано более 2,5 тыс. новых рабочих мест. Уже полным ходом идет набор эксплуатационного персонала для работы в депо.
Сам объект очень сложный: необходимо было освободить большую территорию, демонтировать уже не функционирующие промышленные объекты, произвести обработку более 400 тыс. кубометров грунта, обустроить большую подпорную стенку, потому что рельеф очень сложный. Также в рамках проекта построили два метромоста, которые соединяют ветки БКЛ с депо.
Кроме депо «Аминьевское» в стройке находится, например, депо «Южное» в Братееве. Его открытие позволит начать обновление подвижного состава на Замоскворецкой линии. «Современные и комфортные составы смогут выйти на «зеленую» ветку в 2024 году», — говорил об этом депо мэр Москвы Сергей Собянин. Надо сказать, что на базе нового депо «Южное» будет создан крупнейший в России комплекс по ремонту, обслуживанию и эксплуатации поездов метро. А существующее здесь депо «Братеево» полностью перепрофилируют в вагоноремонтный завод, куда будут поступать поезда со всего метрополитена.
Из новых депо, строительство которых скоро закончится, можно также назвать «Столбово» (проектное название «Саларьево»), которое будет обслуживать Сокольническую и Троицкую ветки. «Столбово» расположится на площади 16 га и будет включать в себя 37 новых зданий и сооружений. Его ввод обеспечит создание в столице 1,4 тыс. рабочих мест.
Также строительно-монтажные работы идут на территории депо «Бирюлевское». Это депо предназначено для технического обслуживания, ночного отстоя и ремонта подвижного состава Бирюлевской линии метро, которую тянут от ЗиЛа.
В будущем город планирует построить депо «Ильинское» для обслуживания составов Рублево-Архангельской линии, а также «Троицкое-1» и «Троицкое-2» для одноименной ветки и депо «Новогиреево». И это все это — для того, чтобы московское метро продолжало перевозить более 2,2 млрд пассажиров в год.