Самым успешным типом коммерческой недвижимости назвали комьюнити-центры
Основатель финансово-промышленной корпорации «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов назвал самый перспективный формат на рынке коммерческой недвижимости в России. По словам эксперта, это комьюнити-центры. Так называют компактные торговые центры в глубине спальных районов. В «Гарант-Инвесте» раскрыли результаты собственных подсчетов на полях форума РБК «Недвижимость — в поисках путей развития» (18+).
«Я бы назвал самым успешным и самым устойчивым форматом то, что сегодня называется словом «комьюнити-центр». Это районные торговые центры с минимальной долей торговли, где в основном присутствует супермаркет, достаточно большое количество ресторанов и кафе, их может быть 15–20 при небольшом объекте, и, конечно, существенное развитие сферы услуг. За счет того, что сфера услуг пришла в районные торговые центры, мы их и называем комьюнити-центрами», — объяснил Алексей Панфилов.
«Гарант-Инвест» пообещал развивать новый формат, удобный для жителей и прибыльный для девелоперов. «На нем можно заработать не менее 20–22% годовых устойчиво на вложенные инвестиции в течение всего горизонта инвестирования. Даже при сегодняшней ключевой ставке это окупаемо, — добавил Панфилов. — Но главное — это абсолютно устойчивый формат. Именно туда идут арендаторы и посетители. Прежде всего потому, что идет рекордное строительство жилья — и около жилья необходимы комьюнити-центры в качестве городской районной инфраструктуры».
В «Гарант-Инвесте» уверены, что развитие интернет-торговли не помешает новому формату, так как комьюнити-центры живут не торговлей, а услугами и общественным питанием. «Каждому нужна химчистка и каждому нужен салон красоты рядом с домом», — разъяснил Панфилов секрет популярности нового типа недвижимости. По его словам, формат будет развиваться не только в Москве, но и в регионах.
Ключевым трендом в развитии ТЦ в «Гарант-Инвесте» назвали усиление функции питания и его разнообразия. «Гастромаркеты, фуд-холлы, фуд-маркеты, — перечислил Панфилов. — Люди все больше и больше едят вне дома — в том числе завтракают. Раньше не было такой культуры — завтракать в торговом центре. Сегодня в восемь утра ТЦ открываются для завтраков, и огромное количество людей проводит и бизнес-завтраки, и романтические завтраки, а не только романтические ужины».
По информации «Гарант-Инвеста», гастромаркет приносит инвестору доходность в четыре-пять раз больше на 1 кв. м, чем магазин одежды. «Доходность увеличивается на 400–500%, — подтвердил Панфилов. — Да, надо вложить инвестиции, да, надо сделать инженерию для того, чтобы разместить предприятия питания, но эти инвестиции окупаются буквально за один-полтора года».
В ходе форума РБК участники также затронули тему ESG в строительстве. «Гарант-Инвест» обратил внимание на то, что компания вот уже несколько лет выпускает зеленые облигации (раскрытие информации). Это ценные бумаги, средства от продажи которых направляют на реализацию экологических или социальных проектов. На форуме Алексей Панфилов указал, что эмитенты таких бумаг, среди которых есть и «Гарант-Инвест», отличаются особенно внимательным подходом к своей деятельности и финансовой отчетности.
Реклама. АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест», erid: 4CQwVszH9pWuJyy9BbM