Анна Царева: «Новая архитектура должна рассказывать новую историю»
— Как соотносится стратегическое планирование архитектурной концепции с реализацией проекта?
— Планирование — обязательная часть концепции. Девелоперские проекты часто реализуются годами, в несколько этапов, и весь таймлайн важно знать еще до начала разработки маркетингового и архитектурного техзадания.
В целом думать наперед — это прямая обязанность и девелопера, и архитектора. Если ты этого не делаешь, считай, что опоздал с самого начала. Ценность архитектора заключается в его способности предугадывать то, что будет актуально спустя годы, и это напрямую отражается на коммерческой составляющей проекта. В своей работе архитектор должен учитывать и портфель девелопера, и бюджет проекта, и портрет покупателя.
— Как сегодня покупатели выбирают проекты?
— Многие сейчас подбирают недвижимость не для личного проживания, а для сохранения сбережений и получения дохода от сдачи в аренду. Таким покупателям часто интересны не только базовые характеристики, но и более сложные параметры проекта. На этом моменте за покупателя начинается конкурентная борьба между девелоперами: каждый хочет привлечь внимание какой-то своей особой фишкой, а лучше несколькими. К примеру, жилой район Alia отличается тем, что здесь можно сочетать плюсы загородной жизни (рядом природа, берег реки) с городской инфраструктурой (в шаговой доступности — спорткомплекс «Чкалов Арена», детские сады, школы). Еще одна фишка проекта — мастер-план, разработанный и реализованный совместно с зарубежными архитекторами, самая известная работа которых — здание Бурдж-Халифа в Дубае. Далее — свой парк, где продуманы каждое растение и каждая тропинка. Таким образом, набегает несколько важных для покупателя факторов.
— Городские власти тоже придирчивы к проектам?
— Да, город не пропускает многие решения, девелоперам предъявляются очень жесткие требования к качеству архитектуры. Но я думаю, что это здорово — так власти подталкивают застройщиков к развитию, к поискам более интересных архитектурных решений.
— Похоже, и самому девелоперу такие строгие условия рынка на руку?
— Безусловно. Для девелопера качественный и интересный проект — это не только залог быстрой реализации, но и своего рода след в истории. Здания стоят десятки, сотни лет, так что их форма и содержание напрямую отражаются на репутации девелопера. Получается, это еще и имиджевая история. Более того, проекты могут быть звеньями одной цепи. Так, упомянутая выше Alia — это не только жилье, но и десятки тысяч коммерческих площадей: огромный спортивный кластер, зона ретейла, бизнес-парк класса А.
— Учитывает ли архитектор сценарии жизни потенциального покупателя и вообще целевую аудиторию? И насколько вообще важна архитектура при принятии покупателем решения о сделке?
— Конечно. Знание целевой аудитории, понимание, что удобно, а что нет, — это база для разработки архитектурной концепции. Иногда в этом помогают сами покупатели или жители уже сданных и заселенных очередей: к примеру, можно спросить, какой парк им нужен.
Выбирая локацию, покупатель определенным образом отождествляет себя с каждым районом или кварталом: он представляет свою жизнь в этом месте — как он идет в магазин, как гуляет с собакой, как возвращается домой, что все это время его окружает. Архитектура окружающей среды оказывает максимальное влияние, в том числе и на самоощущение человека.
— Есть два полярных мнения насчет визуальной составляющей при создании концепции нового ЖК. Первое: надо органично вписать проект в ткань города, чтобы он не выбивался из контекста. Второе: надо выделяться и быть ярче, потому что иначе невозможно понять, в Выхино ты или в Медведково. Какого мнения придерживаетесь вы и почему?
— Есть такое понятие — ковровая застройка. Это понятие красноречиво описывает районы с однотипными, не выделяющимися зданиями. Мне кажется, что новая архитектура не должна повторять сложившуюся историческую застройку и мимикрировать под нее. Иначе архитектура не становится выражением своего времени и словно говорит: «Мне нечего вам сказать. За десятки лет не появилось ничего нового». Такие объекты не транслируют никакой информации ни о людях, которые их строили, ни о современных технологиях и материалах, ни о тех, кто в этих домах живет.
Новая архитектура должна рассказывать новую историю — уважительно и на новом языке. Но по-своему. Она должна отличаться и хорошо артикулировать: «Я — новая. Теперь строят и живут вот так». Но должно присутствовать и уважение к окружающей застройке — это очень важно, и я даже изучала специальный курс New in Old, который как раз объясняет, как красиво вписать новое здание в сложившийся городской ландшафт.
— Насколько сложен сейчас процесс согласования с городскими властями? Что дается с наибольшими трудностями? От каких идей приходится отказываться?
— Я бы не сказала, что есть какие-то особые трудности. Да, меняется регламент, город вводит новые правила, направленные на развитие градостроительной политики, — это нормально. Интересно, что город перестал пропускать типовые и невыразительные проекты без яркого характера. Проект должен украшать локацию и нести какой-то эмоциональный посыл.
Сергей Кузнецов, главный архитектор города, сформулировал новый архитектурный стиль — Emo-tech. Это название очень точно формулирует то, что мы делаем.
— Получается, вы уходите от однотипной застройки?
— Мы в ней никогда и не были. У нас меняется каждая новая очередь проекта — в каждом своя фишка: в подходе к компоновке квартала, в пластике фасада, в цвете, в благоустройстве и так далее.
— Насколько новые тренды в девелопменте применимы к строительству социальных объектов?
— Как выглядит традиционный детский сад старой застройки? Небольшие помещения, узкие коридоры, закрытые лестничные пролеты. Это все устарело. Сейчас в тренде большие объемы воздуха и света, и социальная (тем более детская!) инфраструктура не должна быть исключением. Такие объекты строятся из экологичных и современных строительных материалов, и мы делаем их яркими и сочными. Это совершенно иной подход!
— Можете ли вы назвать топ-5 современных фишек градостроительства?
— Первое — идеология (то есть история и идея), которая стала отправной точкой при старте проекта. Если за современным девелоперским проектом нет какой-то большой картины мира, мечты и философии, то это просто очередные скучные квадратные метры.
Второе — продуманное формообразование и выразительный массинг (термин применяется при оценке восприятия общей формы и размера здания. — Ред.). От них зависят образ и судьба проекта. По сути, это рождение скульптурного образа, который отражает главную мысль.
Третье — яркий архитектурный образ. Это пластика фасадов, визуальный образ здания, материалы и прочие архитектурные элементы, через которые мы доносим свою идею. В результате здание становится украшением.
Четвертое — дизайн среды и ландшафтная архитектура. То, что привлекает в проекте, помимо продуманных планировок и придомовых сервисов. Резидент видит вдумчивый подход к организации его комфорта.
Пятое — идентичность. Это не только собственный почерк и характер проекта, но также наследие и ценности компании. Стало важно сохранить свой голос и иметь смелость выделяться.
— Существует ли привязка архитектурной концепции к итоговой реализации проекта — возможно, от концепции зависит и портрет покупателя?
— На мой взгляд, холодный подход к разработке проекта и его концепции уже в прошлом. Сейчас идет борьба за продукт, девелоперы стараются предложить покупателю как можно больше. В свою очередь покупатели стали очень искушенными. В результате девелоперу нужно учесть все актуальные требования и ограничения и с их учетом придумать сегодня, что построить завтра, да так, чтобы и послезавтра проект не утратил актуальности и был привлекательным для покупателей.
— Похоже, круг замкнулся: мы начинали с этой мысли.
— Да, и это настолько важно, что можно повторить. Видение концепции — это ключевая идея. Визионерство архитектора — ключевой навык. Точная трансляция и формулировка этого видения девелопером — ключевое звено во всей связке. Синергия этого творчества и становится кульминацией — проектом, который не теряет актуальности спустя годы и десятилетия.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»