Новая эра офисов: как изменились рабочие пространства и почему это важно
Долгое время в бизнес-среде процветал культ офиса мечты. Рабочие пространства казались чуть ли не ключевым показателем успешности и статуса компании. Один бизнес стремился занять отреставрированные архитектурные памятники, другой — площади на верхних этажах новейших небоскребов.
Внутри такой офис должен был воплотить образ творческой свободы. Примером служили крупные зарубежные технологические компании, где в огромных пространствах в стиле лофт больше места отведено под игровые зоны, чем под кабинеты и переговорные.
В последние годы идея офиса мечты потеряла свою популярность, а фокус российского бизнеса сместился в сторону функциональности и оптимизации затрат. Разбираемся, как это произошло и какие решения позволяют получить современный комфортный офис за вменяемый бюджет.
От фантазии к прагматичности
Ключевую роль в становлении тренда на функциональность сыграла пандемия. Во время карантина компании вынужденно отправляли своих сотрудников на дистанционный и гибридный форматы работы. Согласно подсчетам Высшей школы экономики, в 2020 году численность удаленщиков в России составила 1,2 млн человек, в отдельные месяцы показатель достигал 4,5 млн сотрудников.
С завершением пандемии бизнес получил возможность вернуть работников в офисы, но не все пошли по этому пути. Компании смогли выявить, сколько людей им действительно нужно в офисе и каких специалистов можно безболезненно оставить на удаленном режиме. Это позволило сэкономить на аренде и обслуживании тех пространств, которые перестали быть необходимы.
Еще один значимый фактор — экономические реалии. По данным IBC Real Estate, за 2024 год ставки аренды в качественных офисных объектах прибавили 25–30%, а в отдельных бизнес-центрах класса А удорожание достигло 40%. В начале текущего года тенденция продолжилась — аренда уже выросла на 5–10% в зависимости от объекта. Параллельно со ставками увеличились цены на строительные материалы, необходимые для отделки, поэтому покупка и обустройство собственного офиса также стала требовать огромных трат.
Все это побуждает бизнес прагматично подходить к использованию ресурсов. Бизнес начинает задаваться вопросами, во сколько обходится одно рабочее место и какое оптимальное количество сотрудников можно оставить на удаленке, а какое необходимо в офисе на полный день. Некоторые идут дальше и оценивают стоимость рабочего места каждого бизнес-подразделения.
Современный офис — это больше не стремление к уникальности и не попытка впечатлить конкурентов и партнеров. Новая офисная эра задает принципиально иные требования. Теперь рабочее пространство должно быть функциональным для максимальной продуктивности сотрудников и при этом оптимизированным, чтобы не перетягивать на себя гигантские бюджеты. Совместить в одном помещении два этих подхода — нетривиальная задача, решать которую предстоит множеству компаний.
Офис как вызов
На первый взгляд кажется, что выбрать офис очень просто. Нужно лишь найти подходящий по размеру объект, организовать его под свои нужды и переехать. Однако офис — это не только пространство для размещения сотрудников, но и стратегический актив бизнеса. С его помощью компания может достичь определенных целей или, наоборот, создать для самой себя преграды в развитии.
Одна из самых частых сложностей в нашей практике — моральное устаревание офиса. Многие пространства просто не соответствуют задачам и организационной структуре бизнеса, изменившимся за последнее десятилетие. К примеру, не каждый объект обладает достаточным количеством переговорных комнат, где можно организовать онлайн-конференцию. Еще один пример: не везде достаточно безопасных пространств для размещения серверов, которых за последние годы стало больше, пожалуй, у каждой компании.
Часто из-за роста арендных ставок, снижения вакантности площадей в качественных объектах, а также затрат, связанных с ремонтом и переездом, компания принимает решение остаться в привычном месте, несмотря на перечисленные выше сложности. Единственным выходом в таком случае становится пересмотр организации пространства, чтобы каждый квадратный метр площади использовался эффективно.
Еще один важный момент в реалиях 2025 года — укрепление HR-бренда за счет продуманного офиса. Как действующие, так и потенциальные сотрудники обращают внимание на удобство офиса, его расположение и инфраструктуру. При прочих равных работник может выбрать ту компанию, офис которой привлечет его сильнее. А значит, в условиях конкуренции за таланты вопрос оснащения рабочих мест становится для бизнеса жизненно важным.
В портфолио MANUFAQTURY есть такой пример. К нам обратилась компания, вышедшая на новый виток развития. Чтобы отметить переход на следующий уровень, бизнес решил обновить офис: прежний уже не соответствовал выросшим амбициям. Мы помогли не просто подобрать офис выше классом, но и смогли подчеркнуть укрепившееся положение компании за счет качественной отделки и особенных дизайн-решений. В результате и соискателям, и существующей команде стало ясно: бизнес на верном пути, его доходы увеличиваются — а значит, здесь можно сделать хорошую карьеру. В этом случае офис стал отражением успехов компании.
Наконец, масштабирование бизнеса нередко приводит к потребности консолидировать разрозненные офисы. Цель компании в таком случае — создать единую штаб-квартиру, чтобы повысить эффективность взаимодействия между подразделениями, сделать структуру более прозрачной и укрепить корпоративную культуру.
Для реализации такого плана многие выбирают не аренду, а покупку офисного здания. Это закрывает эмоциональную потребность компании в собственном доме, а также открывает дополнительные возможности с точки зрения инвестиций: бизнес может сдавать свои площади и получать доход от аренды или в будущем продать офис по более высокой цене.
Решения: от старого к новому
Чтобы реализовать назревшие перемены, компаниям требуется приложить немало усилий и потратить много времени. Это связано с устареванием традиционного подхода к обустройству офисов, при котором бизнесу приходится обращаться сразу к нескольким подрядчикам.
Все начинается с цепочки тендеров: стройматериалы от одной компании, мебель — от другой, третья начинает отделку, четвертая — завершает. Все это делает сроки и бюджет ремонта практически неуправляемыми. Компании сталкиваются со сбоями в логистике, срывами сроков и удорожанием проекта прямо в процессе реализации.
Очевидное решение — взять на себя ответственность за ремонт и решить все собственными силами. Правда, в таком случае для переезда и отделки придется выделить команду сотрудников. Им нужно будет отвлечься от своих прямых обязанностей и полностью погрузиться в тему ремонта, что неизбежно скажется на продуктивности их отделов и приведет к недополученной прибыли бизнеса. В итоге руководство компании на практике поймет простую истину: зайти в ремонт легко — трудно выйти.
Системно решить вопрос сможет ремонт под ключ. Его суть заключается в том, что один генеральный подрядчик организует полный цикл работ по созданию офисного пространства. Именно такого подхода мы придерживаемся в MANUFAQTURY: наша компания берет на себя координацию всех этапов — от проектирования и выбора инженерных решений до отделочных работ и сдачи готового объекта в эксплуатацию.
Такой подход исключает необходимость самостоятельного контроля над подрядчиками со стороны заказчика, снижает административную нагрузку, минимизирует риски срыва сроков и перерасхода бюджета. Кроме того, генеральный подрядчик отвечает за все работы сразу. Если в офис привезли поцарапанную мебель или краску не того цвета, заказчику не нужно самому выяснять, на каком этапе была совершена ошибка и кому из исполнителей предъявлять претензии. Все организационные и финансовые вопросы мы в MANUFAQTURY берем на себя.
Ремонт под ключ и классический ремонт: сравнение подходов