Тверская — Горького: как менялась главная улица страны
Первая большая плановая реконструкция Тверской улицы началась в 1900-х годах и была связана с появлением в Москве трамвайного движения. Тогда на Страстной площади возвели новый трамвайный павильон (транспортно-пересадочный узел, как сказали бы сейчас) по проекту архитектора Франца Когновицкого — здание, оборудованное ватерклозетом, киоском и площадкой ожидания. А на 1-й Тверской Ямской, прямо посреди улицы, проложили трамвайную линию с новыми ажурными опорами контактной сети. В это же время вдоль Тверской появились новые доходные многоэтажные дома, которые постепенно стали формировать облик улицы.
Самое крупное здание, которое должно было появиться на Тверской, — огромный многоэтажный доходный дом на углу с Глинищевским переулком. Заказчиком строительства в 1913 году выступил промышленник Николай фон Мекк, а автором проекта — архитектор Иван Машков. Но Московская городская управа не согласовала проект из-за высокой этажности (здание даже превышало по высоте знаменитый доходный дом Нирнзее), процесс согласования затянулся и проект так и не был реализован.
Второе крупное строительство предполагалось в квартале между Газетным и Никитскими переулками. Этот участок перед Первой мировой войной купило страховое общество «Россия» и начало возведение доходного комплекса с торговыми и конторскими помещениями, гостиницей и жилыми квартирами. Строительство так и не было завершено, а до начала 1920-х годов недостроенные подвалы использовались под нелегальное жилье. Лишь в 1927 году на этом месте появилось здание телеграфа, построенного по проекту Ивана Рерберга.
В 1910-х годах стало понятно, что ширина и кривизна улицы уже никак не соответствует развитию Тверской и ее многоэтажной застройке по сравнению с широкой и прямой 1-й Тверской-Ямской. Но вопрос о расширении и реконструкции улицы в дореволюционное время не поднимался. Лишь в первые годы советской власти в градостроительном плане, разработанном под руководством архитектора Алексея Щусева, обозначалась прокладка дублера и сноса части застройки на нечетной стороне от Исторического музея до гостиницы «Националь». Первой была реконструирована бывшая Скобелевская площадь, переименованная в Советскую. Вместо памятника генералу Михаилу Скобелеву появился монумент советской конституции, а площадь была частично реконструирована с постройкой нового здания Института Ленина по проекту Сергея Чернышева.
К масштабным работам приступили в 1930-х годах, когда начался снос застройки между Манежной и Моховой улицами, строительством гостиницы «Москва» и здания Совета труда и обороны на углу с Охотным Рядом. А затем в рамках реализации Генерального плана Москвы последовала и реконструкция бывшей Тверской, которая стала тогда именоваться улицей Горького. Проезжая часть расширялась почти на 40 м (в районе Камергерского переулка ширина старой Тверской улицы составляла 17,5 м). В этот период начался снос большинства зданий, которые «выступали» за новую красную линию улицы. Лишь некоторые постройки были передвинуты вглубь кварталов, так как представляли либо материальную ценность, либо историко-архитектурную, но не вписывались в ансамбль новой улицы.
В 1939–1940 годах были передвинуты здания Моссовета, бывшего доходного дома подворья Саввино-Сторожевского монастыря и другие строения вдоль улицы. Некоторые «укоротили», как, например, флигели бывшего Английского клуба. Повезло лишь фронту застройки четной стороны от Глинищевского переулка до Пушкинской площади и части улицы Горького между Пушкинской площадью и площадью Маяковского.
Перед войной реконструкцию не успели довести до конца, и нечетная сторона улицы застраивалась уже в первые послевоенные годы, а реконструкцию площадей Маяковского и Пушкинской затянулась вплоть до 1970-х.
На рубеже 1940–1950-х годов была заложена основа новой Пушкинской площади — с Тверского бульвара передвинули памятник Александру Пушкину и сделали для него новый сквер по проекту архитектора Михаила Минкуса. Реконструкция коснулась и Советской площади — на ней появился памятник Юрию Долгорукому, за которым разбили террасный сквер с памятником Ленину и фонтаном.
В 1960–1970-х годах были разработаны проекты модернизации улицы. Тогда планировалась реконструкция со сносом старой дореволюционной застройки, не имевшей исторической и культурной ценности.
Предполагалось осовременить улицу и «разгрузить» массивную архитектуру 1930–1950-х годов модернистскими зданиями из стекла и бетона. Этот проект был реализован частично. Именно тогда сформировался ансамбль Пушкинской площади и вместо снесенной застройки образовался Новопушкинский сквер с рестораном «Лира».
В 1970-х годах началась реконструкция квартала издательского комплекса «Известия» — было передвинуто здание бывшего издательства «Русское слово» архитектора Адольфа Эрихсона.
На площади Маяковского в 1958 году установили памятник Владимиру Маяковскому, а затем приступили к реконструкция площади, в результате которой был снесен квартал с театром «Современник» и построен транспортный тоннель под площадью. В то же время проводились работы по перестройке здания театра «Эстрады» и административного комплекса со стороны Брестских улиц. На фасадах появились газосветные вывески в едином, но оригинальном стиле. Также в 1960-х годах на улице Горького началась ликвидация наземных переходов с их заменой на подземные, а строительство трех станций метро в 1970–1980-х годах под Пушкинской площадью сделало это место одним из ключевых пассажирских транспортных узлов.
В 1990-х годах улица частично стала обрастать торговыми рядами и палатками, как это происходило по всему городу. Тогда же было возвращено и ее историческое название. На тротуарах появились первые новые малые архитектурные формы — немецкая фирма установила современные остановочные павильоны с рекламными витринами, а вдоль улицы в 1996 году появились новые фонарные опоры оригинальной конструкции, которые заменили весьма посредственные мачты 1970-х. Правда, улица потеряла свое озеленение — место деревьев заняли рекламные щиты. В 1995–2011 годах на четной стороне Тверской возле Дегтярного и Старопименского переулков выросли гостиничные комплексы.
В 1998 году Камергерский переулок был превращен в пешеходную зону, а в 2000-х стал обсуждаться проект реконструкции площадей Тверской Заставы, Триумфальной и Пушкинской, в результате должны были появиться новые транспортные развязки и подземные торгово-общественные центры. Этот проект предусматривал расширение автомобильной пропускной способности Тверской. Работы, начатые по реконструкции площади Тверской Заставы, так и не завершились. Вскоре из-за смены городской власти проекты были отменены и у мэрии сменились ориентиры — на создание пешеходных пространств в центре города. Первой реконструировали Триумфальную площадь благодаря общественному резонансу и вмешательству архитектурного сообщества в 2013 году. В результате весной 2014-го был проведен архитектурный конкурс, на котором победило Buromoscow. Вместо проезжих частей возле Концертного зала им. Чайковского и бывшего кинотеатра «Москва» появилось единое пешеходное пространство с новым озеленением, стеклянными павильонами и качелями, что поначалу вызвали недовольство горожан, но, как показало время, стало весьма излюбленным объектом посещения.
В 2011–2014 годах на самой Тверской предприняли первую попытку озеленения улицы с установкой массивных гранитных тумб с лавочками. Однако это решение также вызвало целый шквал нареканий со стороны горожан. Одновременно были убраны все рекламные конструкции и перетяжки вдоль Тверской, что очистило улицу от визуального «мусора». Также началась кампания по архитектурно-визуальному оформлению вывесок торговых помещений, в результате которой вновь стали видны фасады исторических зданий. Эти две кампании стали очень важным процессом по возвращению исторического облика улицы, который окончательно сформировался в советское время.
Зимой 2016 года московские власти начали снос самовольно возникших торговых точек, и на Тверской улице были снесены два торговых комплекса возле Пушкинской и Триумфальной площадей. Именно тогда появился проект реконструкции проезжей части Тверской с изменением габаритов тротуаров и их покрытия. Запланировано полноценное озеленение, а проезжую часть украсят фонарные опоры, которые будут воспроизведены по образцам начала 1950-х годов. Реализация этого проекта уже началась и выявила целый культурный пласт старой Москвы, покоившийся под слоями асфальта и чудом уцелевший, несмотря на работы по прокладке подземных коммуникаций и переходов. Хочется надеяться, что этот культурный слой будет сохранен и открыт для горожан в качестве своеобразных стеклянных люков, через которые можно увидеть историю главной улицы Москвы.
Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции