Слишком смело: что не смогла построить Заха Хадид
В последний день марта 2016 года в США умерла знаменитый архитектор Заха Хадид. Это первая женщина, ставшая лауреатом Притцкеровской премии — самой престижной награды мирового архитектурного сообщества. На счету Хадид звание дамы-командора ордена Британской империи, королевская медаль RIBA за заслуги в архитектуре и множество менее известных наград.
Вместе с Норманом Фостером и Жаном Нувелем Заха Хадид входит в тройку самых влиятельных архитекторов на планете. Бюро Zaha Hadid Architects берется только за самые громкие и заметные проекты: на счету ее студии Центр водных видов спорта для лондонской Олимпиады-2012, мост шейха Зайеда в Абу-Даби, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, штаб-квартира BMW в Лейпциге и, конечно, лучший небоскреб в мире по версии Emporis Skyscraper Award — пекинский Wangjing SOHO.
Здания Захи Хадид известны своим футуристическим обликом и «устричными» формами, благодаря которым грани словно перетекают друг в друга. Помимо новаторских решений в архитектуре, бюро Zaha Hadid Architects прославилось своими ценами: заказчики даже отказались от нескольких проектов из-за слишком высокой стоимости. Редакция «РБК-Недвижимости» собрала яркие, но так и не осуществленные проекты Захи Хадид — от олимпийского стадиона в Токио до скандального Музея Гуггенхайма в Вильнюсе.
Олимпийский стадион
Токио, Япония
Стоимость возведения стадиона с раздвижной крышей для летних Олимпийских игр 2020 года — $2 млрд. Заха Хадид планировала построить в японской столице арену площадью 290 тыс. кв. м, рассчитанную на 80 тыс. мест. Архитектор даже выиграла конкурс на проектирование стадиона, но после изучения сметы японские власти передумали. В течение нескольких месяцев стороны пытались договориться о снижении цены: на одном из этапов смета сократилась до $1,4 млрд, а количество посадочных мест — до 65 тыс. Впрочем, даже эти послабления не спасли проект: оргкомитет токийской Олимпиады объявил новый конкурс на проектирование стадиона. Студия Zaha Hadid Architects в этом тендере уже не участвовала.
Azabu-Juyban Building
Токио, Япония
Один из ранних неосуществленных проектов Захи Хадид также расположен в Токио — это стеклянно-металлическая высотка Azabu-Juyban. В 1986 году Zaha Hadid Architects предлагала «разрезать городской пейзаж» с помощью здания, «пронизанного окнами, похожими на бриллианты». Заказчик задумку не оценил.
Beethovenhalle
Бонн, Германия
Концертный зал Бетховена, или Bethovenhalle, открыли в Бонне в 1959 году. Это здание стало третьим объектом в Бонне с таким названием — предыдущие Bethovenhalle оказались разрушены во время войны. В 2010 году Заха Хадид предложила реконструировать Концертный зал Бетховена, чтобы связать его с набережной Рейна и избавить городской пейзаж от гнетущего вида бетонного бункера, каким выглядит нынешний Bethovenhalle. Фирменный почерк Захи Хадид проявился в объединении внутренних и внешних пространств: зеленые зоны должны были начинаться внутри концертного зала, а продолжаться на открытых террасах на свежем воздухе.
Cardiff Bay Opera House
Кардифф, Великобритания
В 1994 году Zaha Hadid Architects выиграла конкурс на проект оперного театра в валлийском городе Кардифф: на тендере Заха Хадид опередила своего учителя Рема Колхаса. Тем не менее асимметричный бетонный монолит, возвышающийся над Кардиффским заливом, вызвал непонимание со стороны инвесторов и жителей города. Через полтора года взаимных претензий архитектора и заказчика британские власти наложили вето на государственное финансирование проекта. Несмотря на это, Cardiff Bay Opera House стал одной из наиболее известных работ Хадид. А на месте несуществующего оперного театра в итоге построили масштабный центр искусств Wales Millenium Center. Конкурс на создание этого комплекса вновь выиграла Хадид, но британке в очередной раз не дали осуществить задуманное: вместо нее итоговым проектировщиком оказалось разорившееся ныне бюро Percy Thomas Partnership.
Edifici Torre Espiral
Барселона, Испания
Edifici Torre Espiral переводится с испанского как «спиралевидное здание». Башня, построенная в виде поставленных друг на друга выпирающих треугольников, должна была появиться в Барселоне. Edifici Torre Espiral — это объединение офисов и университетских помещений под одной крышей. Аудитории для студентов получили бы 8,5 тыс. кв. м, офисные арендаторы — 12,6 тыс. кв. м, еще 7 тыс. кв. м заняла бы парковка. Проект мог создать уникальное пространство, в котором обучение не отрывалось от работающего бизнеса, а компании-резиденты получили прямой доступ к студентам-стажерам. Возведение 13-этажного комплекса требовало €65 млн. Увы, сроки строительства совпали с мировым финансовым кризисом 2008–2009 годов, и у Испании не хватило денег на возведение Edifici Torre Espiral.
Stone Towers
Каир, Египет
Масштабный комплекс из 18 жилых и офисных S-образных зданий общей площадью 525 тыс. кв. м должны были построить в Каире. Zaha Hadid Architects создала уникальный дизайн, ассоциирующийся с египетской культурой: изогнутая форма зданий словно повторяет характерные позы людей, изображенных на стенах пирамид Хеопса, а каменные торцы напрямую отсылают к постройкам древних египтян. Проект появился в 2008 году. Вскоре в Египте наступила «арабская весна», в стране свергли президента и местным девелоперам стало не до офисов.
Lilium Tower
Варшава, Польша
Единственный проект, который еще может быть построен: небоскреб Lilium Tower в Варшаве до сих пор официально не отвергнут польскими заказчиками. Обтекаемая клевероподобная башня может стать самым высоким сооружением в стране — высота небоскреба должна составить от 240 до 260 м. Внутри планируется разместить элитное жилье, отель и торговые помещения. Lilium Tower имеет все шансы стать самым заметным современным зданием в Польше — в данный момент архитектурной доминантой Варшавы остается копия московских сталинских высоток под названием Дворец культуры и науки. Заха Хадид представила проект небоскреба в 2008 году, но практически сразу столкнулась с противодействием местных активистов, которые требовали не допустить «нарушения» архитектурного облика Варшавы. С января 2009 года проект приостановлен.
Neues Stadt-Casino
Базель, Швейцария
Концертный зал Neues Stadt-Casino должны были построить в швейцарском Базеле за государственный счет. Поскольку речь шла о миллионах франков, вопрос вынесли на референдум: жителям предложили самим решить, нужна ли средневековому Базелю современная концертная площадка от Захи Хадид в центре города. Швейцарцы ответили «нет».
Vilnius Guggenheim Hermitage Museum
Вильнюс, Литва
Музей в Вильнюсе должен был объединить коллекции петербургского Эрмитажа и нью-йоркского Музея Гуггенхайма, где выставлено преимущественно современное искусство. Планировалось, что новый комплекс в Литве получит часть коллекций от всемирно известных музеев, а также выставит работы местных художников. Отличительной особенностью должна была стать экспозиция арт-движения флуксус, получившего распространение в США в 60-х годах прошлого века. Заха Хадид спроектировала для вильнюсского музея футуристичную концепцию: здание предполагалось построить к 2011 году. Вместо этого в Литве разразился скандал с отмыванием денег, в котором обвинили инвесторов проекта. Строительство так и не началось, хотя городские власти то и дело возвращаются к проекту и пытаются найти новые источники финансирования.
Антон Погорельский