На Фрунзенской набережной началась реконструкция дома-самолета
В Москве по фотоархивам будет воссоздан исторический облик дома-самолета на Фрунзенской набережной (1-я Фрунзенская улица, д. 3а), говорится в сообщении мэрии. Соответствующее решение принято еще в 2012 году, после внесения здания в российский реестр объектов культурного наследия. Однако к работам планируется приступить только в этом году.
Здание на Фрунзенской возведено в стиле конструктивизма в 1933 году как главный павильон Всесоюзной строительной выставки. Его силуэт внешне напоминает самолет с крыльями. В многочисленных источниках авторство проекта приписывается разным архитекторам: Лященко, Веснину, Корбуту-Смирнову.
Проект реставрации и сами реставрационные работы будут осуществляться за счет средств частного инвестора — нынешнего собственника здания, сообщает мэрия.
Долгое время в корпусах здания проводились мероприятия, посвященные строительству, архитектуре и дизайну. С 50-х годов ХХ века дом-самолет частично заняли административные помещения, пишет mos.ru. В начале 2000-х в одном из корпусов располагался супермаркет. Однако часть комплекса сохранила свой изначальный функционал — здесь находится постоянная торгово-выставочная экспозиция «Росстройэкспо».
Самой сложной частью реставрации, по оценкам специалистов, станет бетонный барельеф весом в несколько тонн, на котором изображены рабочие-сталевары, заводские трубы и строительные леса. «Сложное рельефное панно включает в себя восемь фигур, которые изображают выплавку стали. Каждый элемент будем снимать вручную, а после восстанавливать в мастерских», — рассказал mos.ru почетный реставратор Москвы Григорий Мудров. По его словам, после завершения всех работ возрожденный облик памятника нарушит только пожарная лестница — ее придется установить у основания «крыльев» согласно правилам пожарной безопасности.
В 20–30-х годах прошлого столетия архитекторы во многих своих проектах старались передать идею открытости не только аудитории, которая будет смотреть на здание с улицы, но и потенциальным зрителям, которые могли бы видеть силуэты построек с высоты птичьего полета и даже из космоса. Поэтому многие проекты того времени при виде сверху напоминают по форме различные предметы и машины: звезды (Театр Российской армии), трактор (театр в Ростове-на-Дону). Однако самолеты стали одной из наиболее популярных тем.
Дома-самолеты
Дом-коммуна Текстильного института
Трехчастное, напоминающее самолет 200-метровое здание — жилой комплекс на две тысячи студентов. Самое интересное московское общежитие было построено в 1929–1931 годах близ Донского монастыря для Текстильного института по проекту архитектора Ивана Николаева. Этот комплекс состоит из трех больших корпусов и в плане напоминает самолет. В узком и длинном спальном блоке, вытянутом с юга на север, на каждом из семи этажей устроен коридор со сдвижными дверями-входами в двухместные спальные кабины. Из спального корпуса студент мог попасть в соседний восьмиэтажный санитарный корпус. А далее — в следующий, низкий общественный (учебный) корпус, в котором находились детские ясли, кухня, столовая, актовый зал, библиотека и общий холл для занятий, освещенный с помощью шедовых фонарей. На антресоли вдоль холла располагались кабинки для индивидуальных занятий.
Центральный НИИ РАМН туберкулеза в Лосином Острове
Построено в конце 1920-х годов по проекту архитектора Романа Хигера. В плане очертаниями напоминает аэроплан того времени. В середине 1930-х годов здание утяжелено классическим декором.
Школа — Морской колледж
Школа в стиле конструктивизма на углу улицы Седова и Большого Смоленского проезда была возведена в 1932–1933 годах по проекту архитекторов Константина Дмитриева и Николая Демкова, пишет архитектурный портал Санкт-Петербурга. По архитектурной моде того времени здание напоминает в плане очертания самолета. С 1951 года в нем располагается мореходное училище (сейчас Морской колледж), которое входит в состав Государственной Морской академии им. адмирала С. О. Макарова.
|
Фото: www.mos.ru
Владимир Миронов