Свисающие кокедамы: как выглядит самый высокий ресторан в Северной Европе
[FL]«Р[/FL]есторан наизнанку» — так называют собственное заведение хозяева ресторана «Этаж 41» в Санкт-Петербурге. Ресторан занимает два верхних яруса в небоскребе «Лидер Тауэр», такое расположение делает «Этаж 41» одним из самых высоких ресторанов в Северной Европе. Прочувствовать масштаб помогает панорамное остекление, благодаря которому гостям открывается масштабный вид на город.
Дизайнерское бюро Валерия Лизунова Archpoint придумало для «Этажа 41» концепцию кухни наоборот: вместо того чтобы прятать от гостей продукты и напитки, все составные части будущих блюд оказались прямо в обеденном зале. Рядом со столами здесь стоят холодильники для сыров, мяса и напитков, бутылки вина рассредоточены в винных шкафах между посадочными местами. А еще у ресторана прозрачная крыша — за счет нахождения на последнем этаже небоскреба «Этаж 41» может похвастать естественным освещением в светлое время суток.
Впрочем, еще до того, как посетитель увидит панораму из окон и оценит смелую задумку «ресторана наизнанку», перед его глазами возникнут странные объекты, свисающие с потолка. Мохнатые коричневые шары, похожие на кокосовые орехи, называются «кокедамы»: так в фитодизайне именуют цветы, посаженные в грунт или питательный субстрат, свернутый клубком. Для устойчивости и сохранения формы такой клубок оборачивают мхом, после чего конструкцию можно подвесить к потолку.
«У нас есть большое помещение, в котором очень много воздуха. Потолки высоко. При этом в интерьер нужно обязательно привнести зелень. Мы решили сделать это необычным способом: не ставить ее на столы и подоконники, а подвесить, чтобы создать ощущение, словно она парит, — объяснила один из авторов проекта Екатерина Агеева. — Это помогло создать уют, а также внести в помещение элемент природы. Дополнительно мы поместили на стену второго этажа искусственный мох».
По словам дизайнера, общая концепция заведения состоит в том, что по всему ресторану рассредоточены растения, которые можно потрогать. «В идеале это должны быть не просто растения, а то, что можно сорвать — зелень, травы, даже мандарины. То, что могут использовать и повара, и гости», — заявила Агеева. Пока в ресторане находятся искусственные цветы, но после нескольких недель работы их могут заменить на живые, рассказала автор проекта.
В центре зала расположен настоящий камин, дым отводится через крышу. Вокруг камина обустроена барная зона с нестандартной для баров посадкой: вместо привычных высоких стульев здесь поставлены диваны, сдвинутые в квадрат для неформального общения.
На одном уровне с искусственным мхом расположены перфорированные металлические панели, за ними установлены плазменные телевизоры. Если панели сдвинуть, перед гостями откроется старорусский узор, позаимствованный дизайнерами у платков, которые клали под каравай. «Мы хотели привнести немного русской темы в интерьер, — указала Агеева. — Акцент на высотное расположение не делали. Достаточно уже того, что ресторан видовой, а наша основная посадка расположена на диванах по остеклению — чтобы люди могли сидеть и смотреть на Петербург».
Критика
Мария Николаева, руководитель архитектурного бюро MAD Architects:
— Интерьер этого заведения оставляет приятное впечатление благодаря виду с 41-го этажа, большим окнам и обилию света в помещении. Какой-то дизайнерской изюминки, кроме парящих в воздухе растений, я не заметила. Удивили круглые столики, сосредоточенные возле камина. Как правило, подобные зоны предназначаются для семейных торжеств, приватности и вдумчивых бесед. При текущей расстановке мебели больше людей сможет насладиться трапезой у огня, однако с такой компоновкой теряется вся атмосфера уюта и романтики. Обилие полукруглых форм и довольно заурядное цветовое оформление превращают ресторан в один из тысячи. Красивый вид на вечерний Санкт-Петербург остается главным козырем этого ресторана.
Екатерина Мамаева, партнер студии архитектурно-дизайнерского проектирования DVEKATI:
— Пространство решено в эклектичном ключе: интерьер современный с аллюзиями на тему стилистики футуризма и эстетики 70-х годов прошлого века. Для футуризма характерны округлые очертания мебели и блеск полированных металлов. Эту эстетику поддерживают белые перфорированные панели, которыми отделаны стены в основном зале заведения. К 1970-м годам отсылают активные пятна цвета — фиолетовые и чернильно-синие кресла и диваны, а также шпонированные низкие столики.
Живости интерьеру придает необычное озеленение: фитодизайнеры создали в ресторане настоящие «висячие сады Семирамиды». Правда, я не уверена, что стоило создавать этот зеленый визуальный шум в высоком архитектурном объеме ресторанного зала: за растениями почти полностью скрывается ритмичный рисунок панорамного остекления прозрачной крыши. В результате ресторан напоминает оранжерею в ботаническом саду. Возможно, это декоративное решение продиктовано задачей создать кулуарную обстановку или защитить гостей от яркого света, поступающего сквозь стеклянную крышу.
Интерьер холла вышел очень удачным: лаконичная цветовая гамма, тщательно подобранные мебельные ансамбли. Также стоит отметить туалетные комнаты, декорированные буйной зеленью, — я уверена, что наряду с главным залом именно они станут излюбленным местом для селфи гостей ресторана.
Антон Погорельский