Новые торговые центры в регионах России открываются полупустыми
В регионах России (без Москвы) с начала года открылось семь торговых центров совокупной арендопригодной площадью (GLA) 234 тыс. кв. м, говорится в исследовании консалтинговой компании «Магазин магазинов», которая специализируется на торговой недвижимости. В столице за тот же период, по данным международной консалтинговой компании JLL, было введено около 342 тыс. кв. м торговых площадей, что превысило полугодовой рекорд прошлого года на 41%. Соотношение регионального объема нового предложения к столичному по итогам января — июня составило примерно 40/60.
Общей тенденцией для Москвы и региональных городов является высокий уровень свободных площадей. «Как в столице, так и в регионах торговые центры открываются с минимумом работающих магазинов», — говорит руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов» Андрей Васюткин. Например, ТЦ «Италмас» в Ижевске, по его словам, по факту открылся только с действующим продуктовым якорем «Магнит», а «СпешиLove» в Перми — только с «Ашан Сити». Открытие ТЦ «Волна» в Барнауле также состоялось за счет премьеры «Ашана» в городе. В «Мурманск Молле» большая часть открытых площадей пришлась на крупных арендаторов — «Спортмастер» и «Детский мир».
Однако проекты ТЦ, находящиеся в активной фазе стройки, как девелоперы, так и банки (которые имеют негативный опыт управления залоговыми объектами недвижимости, полученный в прошлый кризис) стараются довести до завершения. «Все стороны понимают, что какое-то время ТЦ будут работать полупустыми. Но эта ситуация оказывается предпочтительнее, чем заморозка строек», — отмечает Андрей Васюткин.
Во втором полугодии дисбаланс ввода торговых площадей в столице и регионах будет сглаживаться, прогнозируют аналитики «Магазина магазинов», — до конца 2015 года в регионах России планируются к запуску еще 30 ТЦ совокупной площадью 1,2 млн кв. м GLA. И хотя, по их прогнозам, откроется не более 40% от заявленного объема, это количество квадратных метров позволит увеличить долю регионов в общем годовом объеме ввода новых ТЦ в стране. «Доля столицы будет постепенно снижаться, достигнув уровня в 25% к концу года», — говорит Андрей Васюткин.
Торговые центры, введенные в эксплуатацию в регионах России в I полугодии 2015 года
№ |
Название объекта |
Девелопер |
Город, адрес |
GBA, м² |
GLA, м² |
Дата ввода в эксплуатацию |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
«КомсоМОЛЛ» |
DVI Group |
Иркутск, Верхняя Набережная ул. |
75 000 |
47 700 |
Q1 2015 |
2 |
«Мурманск Молл» |
«Доринда Холдинг» |
Мурманск, просп. Ленина |
80 000 |
45 000 |
Q2 2015 |
3 |
«Италмас» |
УК «Ассо Строй» |
Ижевск, ул. 40 лет Победы |
54 000 |
38 000 |
Q1 2015 |
4 |
«Остров» |
«Остров» |
Тюмень, ул. Федюнинского |
52 000 |
36 400 |
Q1 2015 |
5 |
«Волна» |
«Мария-Ра» |
Барнаул, Власихинская ул. |
30 000 |
28 000 |
Q2 2015 |
6 |
«СпешиLove» |
«Логистик Про» |
Пермь, ул. Спешилова |
58 000 |
25 100 |
Q1 2015 |
8 |
People's Park - 2 оч. |
ИП Рогов |
Улан-Удэ, ул. Жердева, 104в |
20 000 |
14 000 |
Q2 2015 |
7 |
«Парма» |
УК «Альфа» |
Сыктывкар, Коммунистическая ул. |
22 200 |
13 800 |
Q1 2015 |
Крупнейшие торговые центры, планируемые к вводу до конца 2015 года
№ |
Название объекта |
Город, адрес |
GBA, м² |
GLA, м² |
Девелопер |
Дата ввода в эксплуатацию |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
«Zеленопарк» |
Московская область, Ленинградское ш., 17-й км |
140 000 |
110 000 |
Development Group 19 |
Q3 2015 |
2 |
«Алмаз» |
Челябинск, Копейское ш. |
220 000 |
90 000 |
«МАКФА» |
Q3 2015 |
3 |
«Макси» |
Тула, Пролетарская ул. |
105 350 |
85 000 |
«Макси» |
Q4 2015 |
4 |
«Небо» |
Нижний Новгород, пл. Лядова |
131 000 |
69 000 |
ГК «Электроника, Маринс Групп» |
Q3 2015 |
5 |
«Жар-Птица» |
Нижний Новгород, Советская пл. |
100 000 |
60 000 |
«Столица Нижний» |
Q3 2015 |
Таблицы: «Магазин магазинов»
Ретейлеры откладывают открытие магазинов в новых ТЦ главным образом из-за того, что сталкиваются с дефицитом средств на развитие, и процесс согласования условий аренды часто сильно затягивается, приходят к выводу эксперты «Магазина магазинов». Проблема, по их мнению, в числе прочего связана с ограничением доступности кредитов. «Банки либо поднимают стоимость кредитования для торговых операторов в регионах (в среднем ставки по кредитам выросли до 25–30%), либо вовсе отказываются выделять деньги на открытие магазинов, ссылаясь на неблагоприятные макроэкономические прогнозы», — замечает Андрей Васюткин. Аналогичные причины, по его словам, влияют на перенос сроков строительства торговых центров в разных городах страны. Сейчас многие девелоперы заняли выжидательную позицию и не спешат переходить от бумажной фазы проектов к стройке.
Согласно рейтингу «Торговые площади России — 2015», который в конце июня был подготовлен международной консалтинговой компанией Cushman & Wakefield, лидером в России по показателю обеспеченности населения торговыми площадями сегодня является Краснодар (734 кв. м на 1 тыс. жителей). За ним следуют Самара (562 кв. м), Тюмень (438 кв. м), Оренбург (428 кв. м) и Екатеринбург (410 кв. м).
Владимир Миронов