Дома советской элиты: образцовое жилье с билетом «в один конец»
О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — Дом на набережной (современный адрес: улица Серафимовича, дом 2). С середины 1930-х по середину 1950-х в этом доме было репрессировано 806 человек.
Дом на набережной является сейчас одним из известнейших жилых комплексов Москвы, название которого появилось благодаря одноименной повести писателя Юрия Валентиновича Трифонова, описавшего быт и трагедии 1930-х годов жильцов этого массивного сооружения, занявшего территорию в почти 3 га.
В 1918–1920 годах работники правительства были расселены в так называемые Дома Советов — здания, приспособленные из гостиниц («Националь», «Метрополь», «Петергоф» и т. д.) и бывших роскошных доходных многоквартирных домов. Позже, после того как закончились ремонтно-восстановительные работы в Кремле, часть работников вместе с семьями расселили на его территории. Но штат увеличивался. Моссовет рапортовал о том, что городу не хватает гостиниц, и претендовал на здания гостиниц «Националь» и «Метрополь», так как городу нужны были комфортабельные гостиницы (в то время в Москве работало много командированных иностранцев, помимо этого учреждается общество «Интурист»).
Стало понятно, что проблему нехватки жилья нужно решать путем строительства новых домов. В начале планировалось построить на окраине города деревянные дома, но позже, в январе 1927 года, по предложению председателя Совета народных комиссаров Алексея Ивановича Рыкова был выбран участок возле Вспольного переулка для строительства большого жилого комплекса в семь этажей. Автором проекта назначили архитектора Борис Михайловича Иофана, а постройку дома поручили организации Стройдомбюро, которую курировал заместитель председателя ОГПУ Генрих Григорьевич Ягода.
Предполагалось, что жилой комплекс будет возведен к 1928 году, но планы поменялись, и к концу июня 1927 года было выбрано новое место на острове Балчуг на Всесвятской улице. На этом месте располагалось здание суда и склады. Главным архитектором проекта стал Б. М. Иофан. В проекте также участвовал и его брат Дмитрий.
Проект всего жилого комплекса состоял из четырех частей — жилой, клуба со столовой, универмага с гастрономом и кинотеатра. В подвальных помещениях располагались инженерно-технические службы дома и котельная. В жилой части планировалось 440 квартир. Все квартиры имели просторные комнаты со всеми удобствами — горячим и холодным водоснабжением, канализацией, газовыми плитами и отдельным телефоном; подъезды оборудовались электрическими лифтами. Архитекторы предусмотрели большое остекление окон комнат. На крыше жилых корпусов были спроектированы общественные помещения с обзорными площадками, террасами и солярием. Внешний вид всего жилого комплекса поражал своим масштабом, простотой и лаконичностью фасадов. Несмотря на авангардистский облик всего сооружения, Б. М. Иофан решил придать речному фасаду симметричный вид с помощью двух башен и упрощенной колоннады общественно-клубного корпуса, который расположился между высотными доминантами. Фасад со стороны Всесвятской улицы, позже переименованной в улицу Серафимовича, повторял прежнюю кривизну проезжей части, ведущей к старому Большому Каменному мосту. Прежний мост имел другое направление и соединял Всесвятскую улицу с Ленивкой. Именно поэтому в наше время красная линия [Московского метрополитена] уходит в сторону от современного моста, построенного в 1938 году.
Со стороны Водоотводного канала был построен кинотеатр нового типа — светлые и просторные помещения с возможностью трансформации, широкое, почти сплошное остекление, библиотека и современный зрительный зал на 1500 мест под эффектным «складчатым» куполом. Купол был спроектирован с ложными складками, которые создавали впечатление того, что он вот-вот раздвинется. Позже после реализации проекта горожане не раз придумывали байки о том, что купол мог раздвигаться и зрители видели звездное небо.
Гастроном и универмаг оснащались современным торговым оборудованием, а складские помещения гастронома — холодильными электрическими камерами.
Работы по подготовке площадки для строительства комплекса начались в 1928 году. На стройку была привезена современная техника, приобретенная за границей. Однако в ходе строительства планы менялись — руководителю проекта Д. Б. Иофану пришлось убрать общественные функции последних этажей и запроектировать там квартиры, в результате чего их количество стало равным 505. Также в 10-м и 12-х подъездах изменили планировки квартир и отделили их от 11-го подъезда, лестница которого перестала иметь дверные проемы и стала впоследствии технической. Именно этот подъезд и обрастет огромным количеством легенд. Также пришлось изменить проект клубной части и спроектировать концертный зал с полукруглым объемом, который виден сейчас во внутреннем дворе. Строительство всего комплекса отставало от плана, и на площадку перекидывали рабочих с других объектов.
Планировалось, что строительство закончится к 1929 году, но в итоге все работы были завершены к 1933 году. Выросла также и смета проекта, которая в итоге составила около 20 млн руб. В начале 1931 года была сдана первая очередь жилого комплекса с трех- и четырехкомнатными квартирами. Самые большие пятикомнатные квартиры располагались со стороны речного фасада в 1-м и 12-м подъездах. Все квартиры были отделаны «под ключ» и полностью обставлены унифицированной казенной мебелью, которую разработали специально для этого жилого комплекса. Поэтому жильцы въезжали уже в готовое служебное жилье. Кинотеатр был торжественно открыт в ноябре 1931 года наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским и получил название «Ударник». В феврале 1932 года открылся клуб имени Рыкова, который довольно быстро после утраты политического веса А. И. Рыкова будет переименован в клуб имени Калинина. А затем, после многочисленных изменений функционального наполнения помещения, станет в 1960-х годах Театром эстрады.
После ввода в эксплуатацию жилой комплекс имел все необходимое для проживания. Здесь были и зрелищные учреждения — клуб с кинотеатром, торговые и бытовые помещения, почта и отделение сберегательной кассы. Имелся также и детский сад.
В дом стали переселять элиту советской власти. Для кого-то это было улучшением жилищных условий после переезда из старого жилья и расселяемых комнат первых четырех Домов Советов. А для кого-то это стало явным понижением статуса, так как переезд из Кремля на другой берег — первый сигнал отдаления от верхушки власти.
Но в 1931–1933 годах никто из жильцов этого дома не подозревал, что большинству придется покинуть его и уехать «в один конец», попав в жернова сталинских репрессий. Список репрессированных составит в период с середины 1930-х по середину 1950-х 806 человек. Некоторые вернутся в этот дом в конце 1950-х. А первые этажи начнут заполняться мемориальными табличками тех именитых жильцов, которые жили в доме в разное время с момента его постройки. Сейчас табличками заполнены все проемы между окнами первых этажей. Об истории дома выйдет повесть Юрия Валентиновича Трифонова, прожившего детство в этом доме и родители которого будут репрессированы в конце 1930-х. Именно благодаря его произведению жилой комплекс получил свое современное название. В 1988 году по инициативе Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, жившей в Доме на набережной с 1931 года, будет открыт музей. А сам дом в 1990-х годах превратится в престижное жилье с видом на Кремль и храм Христа Спасителя.
Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»