Испытания для торговых центров: какие ретейлеры выживут в кризис
[FL]В [/FL] сфере потребления россиян происходят процессы, которые дают шансы на выживание одним владельцам магазинов и лишают их других. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании RRG.
В целом доходы большинства торговых операторов сейчас сокращаются на фоне снижения платежеспособного спроса и падения цен на отдельные группы товаров. Однако некоторые ретейлеры и форматы торговли в такой ситуации оказались в более выгодной позиции, чем остальные, и даже имеют хорошие перспективы для развития. «Речь идет о тех, кто торгует так называемыми защищенными товарами, — говорит председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. — Это жизненно необходимые вещи, на которых не получится серьезно экономить. Прежде всего — продукты питания и товары ежедневного спроса, лекарства, бытовые и коммунальные услуги, а также детские вещи, одежда и обувь, парфюмерия, общепит и телекоммуникационные услуги».
По оценкам специалистов RRG, защищенные группы товаров в 2015 году увеличат свою долю в структуре расходов, а незащищенные, в свою очередь, уменьшат. К примеру, доля FMCG-товаров (широкого потребления) вырастет на 23%, а расходы на развлечения сократятся на 26%. Также увеличится доля затрат на медицину, транспорт, ЖКУ. Почти по всем остальным позициям ретейл ожидает падение.
Меньше всего в кризис пострадают продуктовые супермаркеты и дискаунтеры, магазины детских товаров и фуд-корт, исключая супермаркеты и рестораны высокого ценового сегмента, считает Денис Колокольников. Предпосылки для развития появятся у несетевых магазинов «у дома» — при условии их добросовестного отношения к качеству ассортимента и обслуживания. «Возможно, станет больше ярмарок и продуктовых рынков современного формата», — добавляет руководитель RRG.
В перспективе ближайших пары лет именно они будут поддерживать потребительский рынок, нивелируя тем самым негативные явления на рынке торговой недвижимости.
Классификация различных товарных групп в кризисных условиях
Защищенные товары | 50/50 | Статьи расходов, на которых население готово экономить |
---|---|---|
Медицина (услуги, лекарства) | Телекоммуникационные услуги | Товары для дома, ремонта и строительства |
Коммунальные услуги | Косметика и парфюмерия | Электроника и бытовая техника |
Транспортные расходы | Одежда и обувь | Спортивные товары |
Продукты питания и товары первой необходимости | Детские товары |
Развлечения |
Общественное питание | Туризм и отдых |
Таблица: RRG
«Продуктовый ретейл среднего и экономформата, действительно, чувствует себя хорошо», — соглашается директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Михаил Рожко. Однако он замечает, что в регионах фуд-корты в торговых центрах сейчас испытывают снижение спроса. «Многие посетители ТЦ воспринимают даже недорогой общепит как необязательную трату, особенно если рядом есть продуктовый супермаркет, где можно купить недорогую кулинарию и полуфабрикаты», — говорит эксперт.
Испытания для ТЦ
Большую популярность, чем сейчас, приобретут небольшие торговые центры, которые находятся в жилых массивах, прогнозирует Денис Колокольников. В свою очередь, крупные ТРЦ люди станут посещать реже. «Девелоперам придется более внимательно отнестись к формированию концепций своих новых объектов или реконцепции существующих. А ретейлеры из группы защищенных, напротив, могут начать экспансию», — резюмирует эксперт.
По итогам первого квартала 2015 года уровень вакантных площадей в московских ТЦ достиг исторического максимума за последние восемь лет, уточняет старший консультант отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. Сейчас он составляет порядка 9%, но не исключено, что до конца года показатель может достичь 11–12%. В первую очередь это связано с техническим запуском новых проектов, которые на момент открытия в среднем заполнены не более чем на 25–30%. Рост доли свободных площадей связан с высокой ротацией арендаторов, которые оптимизируют бизнес, сокращая нерентабельные точки.
Торговым центрам сейчас приходится бороться за ретейлеров любыми способами. «Недавно продуктовому ретейлеру за открытие своего магазина площадью 1 тыс. м в одном из городов Ленинградской области предложили занять помещение на год без арендной платы — только с оплатой «коммуналки», приводит пример Михаил Рожко. — Чтобы заполнить пустующие площади и обеспечить трафик».
Рынок еще не достиг дна, считает в свою очередь директор департамента аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank Ольга Ясько. «Следовательно, оснований для активной экспансии у операторов любого профиля нет, — говорит она. — Пандемии ухода с рынка операторов какого-либо конкретного направления не наблюдается: сегодня затраты на аренду многих сетевых компаний рассчитываются с учетом товарооборота, что несколько обезопасило операторов от резкого увеличения арендных платежей и позволило сохранить свои позиции на рынке».
Несмотря на сложности, значительная часть ретейлеров, в том числе тех, кто торгует незащищенными товарами, не намерена сокращать планы по развитию, комментирует Максим Палт. «С начала года о новых планах по развитию и даже их частичной реализации объявили бренды одежды среднего ценового сегмента и сегмента масс-маркет (Forever 21, H&M, Monki, Uniqlo, Sela), детских товаров («Детский мир»), БТиЭ («Связной», «МВидео», «Эльдорадо»), крупные международные и федеральные холдинги DIY, мебели и спортивных товаров (IKEA, Leroy Merlin, Hoff, Decathlon).
Владимир Миронов