Соцнормы на электричество в Москве введут не раньше 2016 года
Москва пока не будет вводить соцнорму на электричество. Об отрицательной позиции в отношении введения в столице социальной нормы потребления электроэнергии вчера в интервью порталу «М24.ru» заявил председатель Региональной энергетической комиссии (РЭК) Павел Гребцов.
«Нам удалось убедить федеральных коллег, что, наверное, неправильно по всей России применять какие-то единые стандарты в части социальной нормы потребления, ― сказал чиновник. ― Сейчас этот вопрос сдвинут на середину 2016 года, а дальше, как мы надеемся, ― на более поздние годы. Но мы пока считаем, что введение социальной нормы потребления электрической энергии для Москвы нецелесообразно».
Что такое соцнормы
Ведение социальных норм на потребление электроэнергии предусмотрено в рамках реформы ЖКХ. Целью является уход от системы перекрестного субсидирования, когда предприятия рассчитываются за электричество по значительно более высоким тарифам, чем граждане, которые платят по цене ниже рынка. Таким образом, бизнес компенсирует естественным монополиям недополученные деньги.
В сентябре 2012 года Дмитрий Медведев утвердил комплекс мер, направленных на переход регионов России к введению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Изначально предполагалось, что принцип использования ресурсов по социальным нормам будет работать в отношении всех их видов — воды, газа, электричества. Однако временно нововведение отложено из-за отсутствия у большинства граждан индивидуальных приборов учета.
Пилотный проект по введению соцнорм на электроэнергию был запущен в сентябре 2013 года в семи регионах: Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Самарской областях, Забайкальском и Красноярском краях. Остальные субъекты должны были перейти на новый режим оплаты в 2014 году. Однако Москва входит в число регионов, которым пока удается отложить сроки введения соцнормы.
|
О причинах, по которым столица не хочет вводить соцнормы, Павел Гребцов уточнил в комментарии «РБК-Недвижимости». «Наша позиция заключалась в необходимости передачи на уровень субъекта РФ права принятия решений подобного рода, — заметил председатель РЭК. — Дело в том, что результат применения предложенного принципа тарифообразования в различных экономических условиях может существенно отличаться: в зависимости от структуры потребления, уровня текущих тарифов, программ экономической помощи, социальной поддержки и пр. Мы посчитали, что негативных последствий от нововведения будет больше, чем положительных изменений».
Аргументы РЭК следующие. В Москве самая незначительная разница в тарифах на электричество для предприятий и населения — 23%. То есть бизнес не очень сильно обременен доплатами за население. И влияние соцнормы на сокращение перекрестного субсидирования в столице будет незначительным. В отличие от промышленных регионов, в структуре ВРП Москвы наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и услуг, информационных технологий, научные институты. Их удельная доля расходов на электроэнергию невысока.
Ночные тарифы в столице в три раза ниже дневных, что позволяет оптимизировать нагрузку и снижать затраты на содержание энергосистемы столичного региона. При введении «энергопайка» от такой дифференциации придется отказаться. Это вызовет всплеск тарифов для населения, а эффективность энергосистемы при этом снизится.
Применение социальной нормы потребления в Москве с учетом сложной структуры города предполагает введение более ста дополнительных критериев дифференциации потребителей. Это значительно усложнит порядок администрирования оплаты коммунальных услуг и приведет к существенным финансовым издержкам, которые не покроет эффект от внедрения лимита потребления. «И наконец, в Москве действует масштабная система льгот населению, которая не предусматривает интеграцию с механизмом социальной нормы потребления электроэнергии», — добавляет Павел Гребцов.
Владимир Миронов