Цены падают: рынок загородного жилья перенасыщен предложениями
Цены на загородные таунхаусы, дуплексы и квартиры в проектах малоэтажной застройки Московской области упали на 11–15% по сравнению с апрелем прошлого года. К такому выводу пришли специалисты агентства недвижимости «Инком-Недвижимость» при подведении итогов первого квартала 2015 года. Цены на участки с подрядом (УСП) и в коттеджных поселках, по данным «Инкома», напротив, выросли за год одинаково на 1,8%. При этом стоимость участков без подряда (УБП) повысилась на 45,7%.
В то же время генеральный директор группы «Земер» Илья Терентьев говорит, что средняя цена на УБП в годовой динамике практически не изменилась. Хотя был период, когда в декабре при ажиотажном спросе она взлетала вверх, а потом снизилась до своего нормального уровня на фоне отсутствия спроса в феврале.
В свою очередь, эксперты риелторского агентства «Миэль-Загородная недвижимость» утверждают, что сейчас постажиотажное снижение цен во всех форматах загородной недвижимости в разной степени продолжается. «Показатели падают как по стоимости квадратного метра, так и по общему бюджету, — говорят в «Миэль».
Влияние скидок
Квартиры в проектах комплексной малоэтажной застройки, по данным «Миэль», в среднем стали стоить меньше на 3–5%. Здесь такая динамика объясняется запуском продаж в новых проектах — в ЖК «Борисоглебский», «Спортивный квартал» и др.
Однако в разных проектах цены ведут себя неодинаково. В частности, в ЖК «Новые Ватутинки» цена в апреле по сравнению с началом года выросла на 10–15%. Это связано с тем, что срок сдачи объекта близок, а также с тем, что в комплексе идет распродажа невидовых квартир. Тем временем в ЖК «Борисоглебское» по сравнению с январем снижение средней стоимости составило 10%. «Объект качественный, но находится далеко от МКАД», — объясняют в «Миэль-Загородная недвижимость». А, к примеру, в ЖК «Андерсен» номинально сохранили уровень цен, но дают скидки в пределах 3–8%.
Скидочные программы от застройщика особенно распространены в сегменте усадебной недвижимости (такой термин в отношении участков, коттеджей, таунхаусов и пр. предложили в «Миэль», чтобы отделить традиционные сегменты «загородки» от новых мультиформатных малоэтажных проектов). Это тоже влияет на снижение среднего уровня цен.
Доля домов «по акции» может доходить до 30% в одном проекте. Скидки измеряются миллионами рублей, как, к примеру, в поселке «Цветочный», где владелец предоставляет дисконт на 1 млн руб. за участок и 4 млн — за дом. (около 20%). В КП «Певчее» скидка составляет 535 тыс. руб. — но только на участок. В КП «Апрелевка Парк» снижение средней цены за счет акций достигло 3,5%.
В категории таунхаусов и дуплексов спеццены вводятся в основном на маленькие объекты. Так, самый бюджетный вариант — дуплекс с подведенными коммуникациями площадью 60 кв. м. Предложение с учетом скидки 400 тыс. руб. оценивается в 3,4 млн руб (при 100%-ной оплате).
На коттеджи дают самые большие скидки — до 4 млн в поселке «Марсель» при стоимости лота от 15 млн руб.
При этом риелторы единодушны в том, что УБП сейчас пользуются наибольшим спросом — на этот сегмент, по данным «Инкома», приходится 53% в общей структуре «загородки». Такое явление характерно для кризиса. Аналогичная тенденция наблюдалась и в период экономических катаклизмов конца нулевых. Реагируя на запросы рынка, девелоперы переформатируют в УБП свои проекты с подрядом и коттеджные поселки. За год предложение УБП выросло более чем на 3%.
Оптимизация предложения
Другой характерный для кризиса тренд — оптимизация цен предложения — главным образом за счет сокращения площадей выставленных на продажу участков и домов. По данным «Инком-Недвижимости», если средняя площадь участка в начале апреля прошлого года была 14,9 сотки, то сейчас она составляет 13,8 сотки. Средняя жилплощадь сократилась соответственно со 179,2 до 149,4 кв. м.
Неблагоприятная экономико-политическая ситуация повлияла на перспективные планы застройщиков в сегменте загородной недвижимости. Конъюнктура на рынке складывается не лучшим образом. Объемы продаж, основываясь на практике «Инкома», за год снизились с более чем 4,5 тыс. объектов до 3,3 тыс.
По итогам первого квартала 2015 года на первичном организованном рынке загородной недвижимости насчитывается 812 поселков, включая коттеджные, малоэтажные квартирные и комплексы таунхаусов, а также УБП и УСП. Однако количество новых проектов, вышедших на рынок в этом году, упало по отношению к первым трем месяцам 2014-го на 88,9%. Цифры говорят о том, что рынок приостановился в своем развитии и прироста предложения в краткосрочной перспективе не предвидится, считают эксперты «Инкома».
По прогнозам компании, новые продукты на рынке «загородки» могут появиться не ранее чем через год-два и только в случае перехода экономики в фазу относительной экономической стабильности.
Впрочем, генеральный директор Московской городской службы недвижимости Владимир Зварцев считает, что рынок загородной недвижимости перенасыщен предложениями во всех сегментах. На фоне углубляющегося кризиса и фактического отсутствия ипотечного кредитования в сегменте (за исключением малоэтажных новостроек, в отношении которых действует госпрограмма госсубсидирования) можно ожидать падение цен на 30 и более процентов.
Спрос пока гарантирован только на УБП по цене от 400 тыс. руб. на вторичном рынке и от 600 тыс. руб. — в организованных поселках, говорит Зварцев.
Владимир Миронов