«Надмосковье»: какими российские архитекторы видят города будущего
Города солнца, строительство на платформах или квартальная застройка живых городов – такие концепции будущего развития городов представили российские архитекторы. Свои работы авторы презентовали в рамках конференции «Архитектура: смысл и образ будущего» на выставке Batimat, прошедшей в Москве.
Все проекты объединяет общая идея разделения транспортных и пассажирских потоков на разных уровнях и создание зеленых пешеходных зон. Правда, одни архитекторы предлагают высотное вертикальное развитие городов и увеличение плотности населения, другие видят будущее в грамотном горизонтальном планировании и в природных поселениях, а третьи используют разные подходы в зависимости от обстоятельств. В российской реальности их проекты не выглядят утопичными. Вместе с развитием собственных концепций архитекторы гибко реагируют на реалии существующей застройки и предлагают решения, которые могут устроить и девелоперов, и власти, и горожан.
Футуристические гелиокластеры
Концепция Сергея Непомнящего заключается в создании объемных городов, представляющих собой единое здание, максимально открытое солнцу. Автор называет их гелиокластерами, а саму концепцию не архитектурой, а гелиотектурой.
В подобном здании-городе особую роль играет пешая доступность всех функциональных зон, расположенных на разных уровнях. Нижние, лишенные естественного света, отдаются под автомагистрали и стоянки. На средних уровнях ближе к фасадам располагается жилье, в менее освещенных частях здания делают офисы.
Главная идея заключается в создании внутри здания множественных атриумов с зимними садами на разных уровнях. Свет в помещение будет проникать по внутренним каналам через стеклянные кровли или благодаря световодам. На крыше и в основании жилых зданий архитектор предлагает разбивать парки и сады, строить фонтаны и открытые бассейны.
Концепция применима для различных климатических условий. В проекте гелиокластера, разработанного для китайского города Шаньтоу, – развитая структура открытых террас, обращенных в сторону моря. Для архитектуры характерно небольшое основание и развитая площадь на верхних уровнях. Развитая форма строений, напоминающих деревья как в плане, так и внешне, способствует организации естественного освещения и разнообразию планировок квартир.
Геликластер «Небесные сады Шаньтоу»
Гелиокластер «Драконы Донгли»
Гелиокластер «Земля Олонхо»
Гелиокластер «Надмосковье»
Гелиокластер эксполэнд «Москва», Внуково
Согласно расчетам Сергея Непомнящего, на один гектар земли в гелиокластере высотой до 35 этажей приходится 100 тыс. кв. м жилья и 100 тыс. кв. м дополнительной инфраструктуры, включающей офисы, парки, транспортные развязки, торговые площади и сервисные службы. Для сравнения, сейчас в типовой 30-этажной застройке эти показатели составляют 20 и 5 тыс. кв. м соответственно, а в обычной 8-этажной городской застройке – 10 и 3 тыс. кв. м. Таким образом, повышается эффективность использования дефицитных городских территорий и увеличивается в разы дополнительная инфраструктура, обеспечивающая комфортное проживание.
В северных широтах архитектор предлагает строить закрытые строения, больше напоминающие горные массивы с фасадным остеклением и долинами на крыше. Гелиокластеры «Земля Олонхо» и эксполенд «Внуково» характеризуются довольно большим пятном застройки. Одно из их основных преимуществ – относительно низкие суммарные теплопотери через ограждающие конструкции и систему вентиляции. Это происходит за счет того, что у таких сооружений намного меньше отношение внешней поверхности к внутреннему объему. Даже без применения решений по рекуперации тепла внутреннее освещение, люди и бытовая техника выделяют намного больше энергии, чем будет утеряно столь большим сооружением.
В тех же широтах, но на дефицитной территории Москвы, проект по строительству кластера над экспоцентром на Красной Пресне выглядит по-другому. В нижней части большого комплекса предлагается построить общую многоэтажную платформу, функционально соединенную с «Москва-Сити», а над ней поместить древообразные небоскребы с садами на крышах.
Зеленые кварталы на платформах
Архитектор Тимур Башкаев предлагает менее футурологическую концепцию реконструкции Москвы – «Новая земля». Согласно проекту, обычные кварталы современных домов должны строиться на платформах, поднятых на два-три этажа от земли. Под ними будут устроены паркинги, офисные и оздоровительные комплексы. Поверхность платформ выступит в роли нового уровня земли, на котором разобьют парки.
Первоначально в 2007 году при разработке концепции территории вокруг ТПУ (транспортно-пересадочного узла) «Новокосино» Тимур Башкаев представлял, что подобные платформы будут занимать площади целых микрорайонов. В следующем проекте жилого комплекса «Слава» на месте бывшего часового завода, вдоль Ленинградского проспекта, конструкции уже разделены на отдельные компактные кварталы.
По мнению архитектора, его концепция становится особенно актуальной при создании в городской черте крупных депо для Московского метрополитена. Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает не только строительство 270 ТПУ, но и создание нескольких депо для обслуживания подвижного состава, занимающих до 25 га. Создав над ними платформу, можно намного эффективнее использовать площади, а не превращать их в промышленные территории. Подобный опыт уже есть в густонаселенном Гонконге.
Недавно бюро Тимура Башкаева спроектировало комплекс «Каспий-сити», который предполагается разместить на месте старого ипподрома, между Махачкалой и Каспийском. Трехэтажная платформа с радиусными формами будет напоминать бывшую арену. В проект войдут торгово-развлекательные сооружения, помещения для органов власти и жилье.
Малоэтажные жилые районы
В Подмосковье и на территории Новой Москвы возводятся или пока планируются малоэтажные жилые районы. Один из основателей бюро UNK project архитектор Юлий Борисов разработал проект малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой «Голландский квартал». В нем коммуникации разделены на пешеходные бульвары и автомобильные дороги, при этом парковки будут расположены по периметру района. Главную роль архитектор отводит разнообразию фасадов и разновысотности зданий. Таким образом, недорогое перспективное жилье приобретет индивидуальный облик.
В плотной городской застройке архитектор предлагает разделять автомобильные и пешеходные потоки движения по разным уровням. В проекте жилого комплекса на Лужнецкой набережной парковки и дороги располагаются в цоколе, а пешеходная зона поднята на один этаж выше уровня земли. Это чем-то напоминает упрощенную концепцию платформ Тимура Башкаева.
Проекты UNK project
Лоскутные городки и живые поселения
Архитектор Андрей Асадов переосмыслил вековые традиции формирования городских поселений в концепцию «Лоскутные городки». Его смысл заключается в создании жилых кластеров из небольших лоскутных микрорайонов вокруг некоего общего культурного центра – примерно так, как это спонтанно происходило до появления первых градостроительных планов развития. Каждый из подобных лоскутков может представлять собой мини-кластер. Ближе к общественному центру предполагается строительство отдельных коттеджей, в среднем поясе – таунхаусов и по периметру – малоэтажных многоквартирных домов, выполняющих роль крепостных стен. Важно, что по сути такие поселения представляют собой пешеходные и велозоны, свободные от автомобилей. Автор называет такие кластеры пешкоградами.
Эта концепция вполне согласуется и с идеей живых городов Андрея Асадова, где он предлагает строительство компактных разноэтажных кварталов, представляющих собой отдельные сообщества со смешанной функцией. В них будут размещаться жилье, торговые площади и офисные центры. Таким образом, архитектор закладывает в основу не только удобство и комфорт проживания, но экономические перспективы по развитию города или района.
«Лоскутный городок» «Старая Рязань»
«Пешкоград»
Антон Елистратов