Рекордный объем торговых площадей введен в Москве с начала года
Аналитики JLL подвели итоги первого квартала 2015 года на рынке торговых центров Москвы. По данным компании, объем ввода в этом сегменте за квартал составил около 250 тыс. кв. м. Данный результат в четыре раза превышает значение января – марта прошлого года и превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах (по отдельности).
За первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м GLA), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей должен принять «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тыс. кв. м).
Всего на 2015 год в Москве девелоперами заявлен ввод свыше 850 тыс. кв. м площадей в ТЦ, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.
На фоне кризиса и появления нового предложения в торговой недвижимости Москвы зафиксировано падение ставок. Причем это касается даже топовых ТЦ столицы, в которых аренда подешевела на 15% – в среднем ставки сейчас находятся в диапазоне $2−3,8 тыс. за 1 кв. м в год. Однако это не спасает их от роста доли свободных площадей. По данным экспертов JLL, в успешных объектах с высокой посещаемостью показатель увеличился с 1% до 1,5%.
«Сегодня ретейлеры, которые планируют выход на российский рынок или усиление экспансии в долгосрочной перспективе, имеют возможность закрепить за собой площадки в качественных проектах на выгодных условиях», – говорит руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL Елена Задорожная.
Заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci Павел Анисимов, в свою очередь, также прокомментировал ситуацию: «Сейчас многие ретейлеры готовы арендовать помещения в хороших проектах несмотря на то, что понимают – текущий год, скорее всего, будет убыточным даже при льготных ставках аренды. Однако перспектива сохранить льготные ставки на посткризисное время играет решающую роль в принятии решений».
«Сегодня мы наблюдаем снижение спроса на торговые помещения как в ТРЦ, так и в сегменте street retail. Особенно остро это ощущается на фоне значительного прироста предложения. Темпы поглощения новых помещений снизились. Собственники помещений все чаще идут на уступки ритейлерам: переход на уплату процента от оборота, фиксацию арендных ставок в рублях, предоставление скидок по аренде с дальнейшей эскалацией ставки в договоре и пр.», – добавляет управляющий партнер компании Blakcwood Константин Ковалев,
Владимир Миронов