Вышка знаний: как выглядят новые школы в бывшем СССР
Типовые здания детских садов, школ и вузов зачастую выглядят скучными: понять, что в здании находится образовательное учреждение, можно только по табличке на входе. Территории всех постсоветских городов застроены именно такими зданиями. Творческий и нестандартный подход к архитектуре для школьников и студентов стал активнее развиваться лишь после распада СССР.
Редакция «РБК-Недвижимости» составила подборку необычных зданий образовательных учреждений, которые появились от Москвы и Минска до Грузии и Вильнюса за последние 15 лет.
Реабилитационный центр для детей-аутистов в Москве (Россия)
Фото: chernikhovstudio.com
Проект реабилитационного центра для детей с ранним аутизмом создан в 1994–1999 годах архитектурной мастерской Андрея Чернихова (Andrey Chernikhov Architectural Studio). Общая надземная площадь порядка 2 тыс. кв. м. Центр располагается на северо-востоке столицы на улице Кашенкин Луг, дом 7.
Фасады детского учреждения декорированы таким образом, чтобы пробудить в ребенке интерес к окружающему миру. На эту задачу работают ломаные линии силуэта, необычные окна, цветовая гамма наружных стен и классов. Так как зима в Москве длится порядка четырех месяцев, что мешает длительным прогулкам особенных детей, один из коридоров архитекторы превратили в небольшую улицу: здесь есть зелень, мостик и фонари.
«Аутисты – это дети, которые а) не знают мир, б) которые его не хотят знать, 3) которые его боятся. Они непредсказуемы, – рассказывал в СМИ о проекте Андрей Чернихов в марте 2001 года. – Архитектурного решения этой проблемы в мире практически нет». По словам архитектора, неправильные формы здания имеют смысловую нагрузку: «Масштаб сбит специально: это свобода и дисциплина, – объясняет он. – И это пребывание между асимметрией и строгой классической симметрией – хорошо. Я понимаю, конечно, что дети-аутисты не собираются любоваться архитектурой. Я хотел создать такую архитектуру, которая собственным излучением создавала бы что-то невидимое и неощущаемое, воздействуя на подсознание. Рассчитать ничего нельзя, можно только предугадать».
Архитектурный критик Григорий Ревзин так высказывался о здании реабилитационного центра в свой заметке в газете «Коммерсантъ» в 2008 году: «Все это как-то по-детски нарисовано. С подчеркнутой наивностью открытых ярких веселеньких цветов. Как будто все эти разнообразные модные и важные прототипы просмотрел ребенок лет четырех-пяти и решил все это нарисовать цветными фломастерами, которые только вчера подарили».
Технологический университет в Батуми (Грузия)
Фото: wikipedia.org, flickr.com/orientalizing, flickr.com/Andrzej Wójtowicz, flickr.com/Timon91
В 2013 году в Батуми было закончено строительство 35-этажного здания, которое предназначалось для Грузино-Американского технологического университета. Небоскреб площадью 16 тыс. кв. м и высотой в 200 м спроектирован молодым грузинским архитектором Давидом Гогичаишвили. Архитектурной особенностью стало колесо обозрения, разместившееся в нише здания на уровне 100 м от земли. Одновременно в восьми кабинах могут находиться 40 человек.
Двухсотметровая башня – один из самых высоких небоскребов всего Кавказского региона.
В январе 2015 года замминистра экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кумсишвили сделал заявление, что университет не будет занимать здание, а сам объект планируется выставить на продажу. По словам замминистра, здание может быть перепрофилировано под гостиницу.
«Зеленая» школа экологов в Москве (Россия)
Фото: imperio.ru
Здание общеобразовательной школы № 446 с углубленным изучением экологии построено в 2011–2013 годах с использованием принципов «зеленой» архитектуры. Школа площадью 8,4 тыс. кв. м расположена в Восточном округе Москвы на площади Журавлева, 7, стр. 1. Ее возвели по индивидуальному проекту Архитектурной мастерской Мальцева. Школа рассчитана на 400 учеников.
Новое здание школы № 446 – победитель конкурса московского правительства «Лучший реализованный проект 2013 года в области инвестиций и строительства».
Принципы «зеленого» строительства, по которым построена школа для юных экологов, прослеживаются в энергоэффективных проектных решениях. В частности, использована фасадная система «теплый дом», специальное покрытие кровли, центральная система приточно-вытяжной вентиляции с подогревом воздуха, система кондиционирования воздуха, говорится на сайте застройщика «Империо Групп».
Отличительная особенность школы – высокие потолки, поэтому все помещения хорошо освещены естественным светом. В новом учебном здании оборудованы хореографический и спортивный залы с выходом на кровлю первого этажа, где в хорошую погоду проходят занятия на свежем воздухе. «Кроме зеленого стандарта есть еще и одно «зеленое решение» – для проекта школы была выбрана уникальная конфигурация для того, чтобы сохранить липовую аллею на пришкольном участке, ведь высаживали деревья и ухаживали за ними многие поколения учеников 446-й», – так описывали школу в день ее открытия в 2013 году на страницах газеты «Столичное обозрение».
Музыкально-художественная школа в Салдусе (Латвия)
Фото: made.lv
В 2013 году в латвийском городе Салдусе была построена музыкально-художественная школа по проекту рижских архитекторов Made Аrhitekti. Школа искусств представляет собой модульное двухэтажное здание площадью порядка 3,7 тыс. кв. м. Все классы расположены по периметру постройки, а в ее центре находятся библиотека и актовый зал.
Для создания фасадов в минималистичном экостиле использованы деревянные панели и большие окна, а основные несущие конструкции выполнены из монолитного железобетона. Архитекторы раскрасили синим цветом художественные кабинеты, а зеленым – музыкальные.
Так как в школе находятся и хранятся музыкальные инструменты учеников, в помещениях используется специальная система климат-контроля. Это позволяет поддерживать нужную температуру и влажность, чтобы скрипки и контрабасы не повредились со временем.
UWC Dilijan College в Дилижане (Армения)
Первая на постсоветском пространстве международная школа-пансион UWC Dilijan College расположена в горном районе Армении, на границе Дилижанского национального парка. Комплекс построен по проекту лондонского архитектурного бюро Tim Flynn Architects. Одним из инвесторов, генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком проекта выступил международный холдинг RD Group.
Строительство школы-пансиона началось в 2012 году. Проект UWC Dilijan College включает две очереди. Летом 2014 года были завершены строительные и отделочные работы первой очереди: построены основной корпус школы, спортивный и медицинский центры, футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты, студенческий кампус и многофункциональный центр. В 2016–2017 годах запланирован запуск второй очереди, которая включает центр сценического искусства и амфитеатр для проведения международных фестивалей, а также строительство новых жилых корпусов для студентов и преподавателей. Проект строительства международной школы стал знаковым для Армении: президент республики Серж Саргсян наградил Орденом Почета председателя совета директоров холдинга RD Group Гагика Адибекяна.
Строительство международной школы ведется в сложных климатических и гидрогеологических условиях. Школа построена с обеспечением сейсмобезопасности и защиты от оползней. Здания комплекса способны выдержать девятибалльное землетрясение. Кроме того, архитекторы стремились создать благоприятную, стимулирующую к обучению и познанию мира атмосферу. Особое внимание уделяется вопросам экологии и органичному встраиванию зданий школы в окружающую среду, среди них – использование местных материалов, зеленая кровля, озелененные фасады зданий («живые стены»), энерго- и водоэффективные инженерные решения в соответствии с требованиями ведущих мировых стандартов по экологии.
Школа Balsiai в Вильнюсе (Литва)
Фото: archdaily.com
Тема шахматной доски стала основой для архитектурной концепции общеобразовательной школы в Вильнюсе литовского бюро Sigitas Kuncevičius Architecture Studio.
Общая площадь здания 11,4 тыс. кв. м. Классы расположены таким образом, чтобы у школьников разного возраста были свои внутренние и обособленные дворы для прогулок.
На фоне спокойного серого цвета красные, желтые и синие элементы «шахматной доски» не только выглядят ярко, но и помогают ориентироваться в пространстве. Все эти цвета отсылают к древним мифам и истории страны.
Экспериментальная школа в Минске (Беларусь)
Фото: skorynina-studio.by
Белорусская Архитектурно-строительная компания Юлии Скорыниной создала проект экспериментальной школы, которая расположилась недалеко от Национальной библиотеки Беларуси в ЖК «Маяк Минска».
Трехэтажная школа рассчитана на 880 учеников. Ее пространство делится на закрытую и открытую части. Первая – классы и мультифункциональные помещения, столовая, которыми пользуются только учащиеся. Вторая – два спортивных зала, два бассейна, хоккейная площадка, сауна, театр мод, комната дизайна, мастерские со станками, несколько кафе, актовый зал, библиотека, интернет-кафе, этой частью могут пользоваться посетители. Такое архитектурное решение позволяет привлечь к спортивной и творческой жизни не только учащихся, но и жителей соседних микрорайонов.
Некоторые классы новой минской школы впервые в Белоруссии спроектированы в форме английской буквы L. «Это очень удобная форма помещения для работы с детьми, можно «спланировать» класс по своему усмотрению, организовать «мягкую» зону, ведь дети так любят все мягкое», – считают авторы проекта. Все помещения школы светлые и просторные, но в то же время есть возможность для уединения. Авторами предусмотрены места и для индивидуальных шкафчиков – не надо таскать постоянно тяжелые рюкзаки, форму и т. д. В оформлении авторы рекомендуют использовать натуральные материалы, например деревянные фасады, которые сейчас популярны во всем мире. Проект предусматривает также много стекла и гармоничное цветовое решение (например, в желто-зеленых тонах, которые выигрышно смотрятся и летом, и зимой).
Бизнес-школа в Валге (Эстония)
Фото: www.arhinovosti.ru
Хотя школа и раскрашена в яркие цвета, в ней учатся выпускники вузов по программам, связанным с логистикой и международными перевозками. Центр переквалификации открылся в 2011 году.
Общая площадь комплекса, состоящего из нескольких корпусов, – 6,4 тыс. кв. м. В них находятся аудитории, мастерские и лаборатории с современным оборудованием, кинозал, библиотека, столовая и кафе.
В основе дизайнерской идеи архитектурного бюро Sirkel&Mall лежит структура пчелиных сот. За счет 410 окон корпуса полностью освещаются естественным светом в хорошую погоду в дневное время суток.
Дворец школьников в Астане (Казахстан)
Фото: www.studio44.ru
По проекту санкт-петербургской архитектурной мастерской «Студия 44» в Астане в 2011 году построен Дворец школьников.
Общая площадь культурно-образовательного учреждения – 40,5 тыс. кв. м.
Архитектура дворца рассчитана на двойное прочтение. С одной стороны, в ней содержатся аллюзии на супрематизм, с другой – целый ряд параллелей с местной культурной и домостроительной традицией, о чем говорит девиз проекта: «Хан-шанырак. Кров для творчества юных».
Шаныраком называется венчающая казахскую юрту круглая деревянная конструкция с центральным отверстием над очагом. В проекте «Студии 44» этот ключевой элемент казахского жилища переиначен в виде цилиндра диаметром 156 м. Как и его прототип, гигантский диск снабжен отверстиями-фонарями, проводящими свет внутрь здания, в центральный двор-атриум. Диск укрывает собой ступенчатые композиции из прямоугольников, в которых находятся функциональные помещения: каток, музей, тир, театр и т. д. Внутри диска расположена клубная часть дворца, а плоская эксплуатируемая кровля здания с травяным покрытием трактована как прогулочная и видовая площадка – симуляция степных просторов посреди многоэтажной городской застройки.
В строительстве использовались инновационные технологии, в частности солнечные батареи, ветрогенераторы, тепловые насосные установки отопления.
Международный университет нефти и газа, Ашхабад (Туркменистан)
Фото: arch-future.com
Комплекс Международного университета нефти и газа в Ашхабаде построен по проекту архитектора Атаберды Курбанлиева в южной части города, где формируется новый деловой и культурный центр столицы Туркмении.
Небоскреб напоминает нефтяную вышку. Возвела 17-этажное административное здание турецкая компания Renaissance. Церемония открытия комплекса зданий нефтяного университета состоялась 1 сентября 2012 года.
В университетском небоскребе предусмотрены 86 аудиторий, лаборатории, архив, библиотека, читальные залы с мультимедийным оборудованием, центр информационных технологий, актовый и конференц-залы, музей, кафе и столовые, медпункт, продуктовые и промтоварные магазины.
В 2012 году здание признано лучшей постройкой СНГ по мнению Международной ассоциации Союза архитекторов стран СНГ.
Подготовила Елена Лыкова