Фабричное русло: как выглядят памятники промышленности на Москве-реке
Концентрированное размещение промышленности в Москве началось в конце XVIII - начале XIX в. Начали работать предприятия в районах Пресни, Хамовников, Лефортово, Сыромятников, Кожевниковой и Симоновой слобод.
Вдоль берегов Москвы-реки и Яузы появлялись кожевенные, текстильные, пищевые производства. Для большинства производств нужна была вода. Реки служили также основной транспортной коммуникацией для перевозки сырья и товаров - так в Москве еще возникло "фабричное русло".
Значительная часть исторических предприятий превратились сегодня в памятники промышленной архитектуры. Некоторые из них, например "Красный Октябрь", воспринимаются как символы города. Однако многие ансамбли стоят пустыми монументами исчезнувших технологий. Некоторые частично снесены.
Сегодня промышленные предприятия рассматриваются властями как практически единственный резерв площадей для новой застройки. Однако к вопросу ревитализации территорий нужно подходить деликатно. Большинство старых производственных зданий можно перепрофилировать и превратить в новые культурные и деловые пространства.
С начала этой недели в Музее Москвы в рамках Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, начала работать выставка "Фабрики на реке", на который были представлены фотографии Натальи Меликовой (см. ниже). Она организована на базе исследования цепочки старинных промышленных комплексов, расположенных вдоль Москва-реки в пределах Третьего транспортного кольца, от "Москва-Сити" до ЗИЛа. "Еще десять лет назад их было более трех десятков, сейчас осталось около двадцати. Фабрики сносят ради нового строительства, но на месте многих из них потом долгие годы зияют трагические пустыри", - рассказывает куратор выставки, член координационного совета общественного движения "АрхНадзор" Марина Хрусталева.
На выставке представлены наиболее яркие памятники промышленной архитектуры на реке. "РБК-Недвижимость" представляет их короткие досье.
Трехгорный / Бадаевский пивоваренный завод Кутузовский пр., 12 Вторая половина XIX в.
Бадаевский пивоваренный завод лучше всего виден со стороны Центра международной торговли |
Краснопресненская электростанция / ТЭЦ-7 1926-1928 гг., архитектор М. Бабицкий, инженер Сорокин Краснопресненская наб., 10
Электростанция похожа на корабль |
Кружевная фабрика Меттнеров / Фабрика Товарищества Московской кружевной фабрики Конец XIX в. (утрачена) Саввинская наб., 13 |
ТЭЦ № 12 Середина ХХ в. Бережковская наб., 16 |
Фабрика Вострякова / Мануфактура Гюбнера / Хамовническая ситценабивная и красильная фабрика им. Я. М. Свердлова / "Московский шелк" 1840 / 1856 / 1925 / 1962 Саввинская наб., 21 Большой Саввинский пер., 12 |
Общежитие фабрики "Московский шелк" Конец XIX в. Саввинская наб., 27 |
Оружейный завод Второва / Завод № 8 Оргавиапрома / Завод "Союз" Конец XIX в. Фармацевтическая фабрика Фридриха Байера / "Гелиймаш" 1898 г., архитектор А. А. Остроградский Лужнецкая наб., 2/4 |
Кондитерская фабрика "Эйнем" / Фабрика "Красный Октябрь" 1867/1922, архитектор А. Калмыков Берсеневская наб., 6-8-10 |
Центральная электрическая станция городского трамвая / ГЭС-2 1904, архитектор В. Башкиров, инженер В. Шухов Болотная наб., 15 |
Фабрика "Эйнем" 1885, архитектор А. Калмыков Софийская наб., 6-8 Завод Густава Листа / завод Машинотреста "Красный факел" Вторая половина XIX в. Софийская наб., 10 (утрачены) |
Центральная электростанция общества электрического освещения / Первая московская электростанция им. Смидовича / ГЭС-1, МОГЭС 1896, архитектор Басин, инженер Р. Классон (турбинный зал) 1925, архитектор И. Жолтовский (котельная) Раушская наб., 10 / Садовническая ул., 11 |
Камвольный комбинат Вторая половина XIX в. Садовническая наб., 75-77 / Садовническая ул., 82 |
Устьинская фабрика Шелкотреста Вторая половина XIX в. Котельническая наб., 31 (утрачена) |
Городская канализационная насосная станция / Мосводоканал 1898, архитектор М. Геппенер Саринский пр., 13, стр. 5 |
Центральное электрическое общество в Москве (филиал американской компании "Вестингауз") / Машиностроительный завод "Динамо" им. С. М. Кирова 1897 ул. Ленинская Слобода, 26 (частично утрачен) |
Кузнечно-котельный и медно-литейный механический завод Бари / Государственный котельный завод "Парострой" им. В. М. Лихачева / завод "Динамо" 1893 (практически утрачен) Ленинская Слобода, 19-21 2-я Городская трамвайная электрическая станция / Экспериментальная ТЭЦ Всесоюзного теплотехнического института 1916 ул. Ленинская Слобода, 23 |
Станция грубой очистки сточных вод ГУП "Мосводосток" Вторая половина ХХ в. Автозаводская ул., 24а |
Товарищество Даниловской мануфактуры: миткалевая, ситценабивная, бумагопрядильная фабрики / Даниловская прядильно-ткацкая и красильно-набивная фабрика / Фабрика им. 5-й годовщины Красной Армии / Фабрика имени М. В. Фрунзе 1877-1882 / 1919 / 1923 / 1925 Варшавское ш., 9 |
Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения / НПО "Гелиймаш" 1971 Автозаводская ул., 25 |
Автомобильный завод АМО / АМО им. Ферреро / 1-й Государственный автомобильный завод / Завод им. И. Сталина / Завод им. И. Лихачева (ЗИЛ) 1916 / 1923 / 1924 / 1931 / 1956 Автозаводская ул., 23 |
Владимир Миронов