Большая "Москва-река": столицу России превратят в город яхт
На протяжении длительного времени береговыми линиями Москвы-реки не занимались вообще. В отличие от многих мировых столиц, где в том числе развит частный водный транспорт, Москва выглядит совсем непривлекательно. Река, к сожалению, не воспринимается как ценный элемент в планах градостроительного развития.
Так, по данным столичных властей, в Москве только 7% прибрежной полосы реки доступно гражданам. Для сравнения, в Лондоне 76% набережных Темзы доступно для пешеходных и велосипедных маршрутов, а в Париже благоустроено 52% побережья Сены. В настоящее время из 220 км береговой линии Москвы-реки в границах города только 60 км в должной степени обжиты человеком.
Сейчас ситуация меняется, и в этом году стартует большой проект "Москва-река". По мнению экспертов, опрошенных "РБК-Недвижимостью", этот проект, помимо развития территорий, прилегающих к воде, должен подтолкнуть к развитию частного транспорта, созданию яхт-клубов и небольших водных такси на главной водной артерии столицы.
Мировой опыт
Частные причалы оборудованы во всех европейских городах, расположенных на побережьях морей, и почти во всех, где есть реки. Причалы для частных катеров и яхт в черте города есть в Лондоне, Париже, Женеве, Амстердаме, Венеции. Многие жилые комплексы на Западе включают причал, чтобы у большинства семей была возможность поставить небольшой катер или яхту. По оценке экспертов, наиболее развиты в этом отношении южноевропейские курортные города: Монако, Ницца, Марсель, Неаполь, Палермо, Афины, Лиссабон, Барселона, Лимассол и т.д.
Несмотря на то что Москва является столицей пяти морей, специалисты из компаний "Метрум Групп" и Kalinka Real Estate Consulting Group вспоминают немного жилых проектов, где можно пришвартовать собственную яхту или катер. Помимо "Алых Парусов", собственные яхт-клубы имеют жилые комплексы "Город Яхт", "Покровский берег". Среди проектов, реализуемых в Московском регионе, можно выделить ЖК "Правый берег", расположенный в Химках.
Как повлияет развитие реки на стоимость недвижимости
В Москве яхт-клуб может быть успешным проектом при включении его в состав жилого комплекса, считают эксперты. "Объем инвестиций в качественную марину составляет порядка 5-7 млн долл. Она может повысить цену квадратного метра в жилом комплексе на 15% и больше. Такой проект будет замечен на рынке уже в силу ограниченности подобных предложений", - считает председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Екатерина Румянцева.
Однако, по мнению генерального директора компании "Метрум Групп" Марии Литинецкой, развитие рекреационной составляющей на набережных Москвы-реки вряд ли скажется на стоимости недвижимости - близость к водным объектам уже добавляет премию к цене: как правило, подобные объекты стоят дороже примерно на 30% по сравнению с близлежащими новостройками, которые не могут похвастаться подобным расположением. "Близость к воде практически всегда повышает комфортность проживания, увеличивает класс объекта и даже определяет концепцию застройки", - поясняет она.
Хотя яхтинг считается довольно популярным хобби среди людей с высоким уровнем доходов, покупатели элитных квартир редко интересуются наличием причалов и эллингов в непосредственной близости от жилого комплекса. Все-таки это сезонный вид спорта, и занятие яхтингом в наших климатических условиях сильно ограничено по времени (несколько месяцев в году), отмечает Мария Литинецкая.
Также отсутствие интереса к водному транспорту объясняется его плохим развитием: для него даже нет необходимой инфраструктуры, такой как заправки, причалы, сервисное обслуживание и т.д.
По мнению специалистов, для развития водного транспорта потребуются существенные вложения из государственного бюджета. "Поэтому богатые покупатели пока предпочитают заниматься яхтингом в загородных поселках, где для этого созданы все условия, да и экологическая обстановка более благоприятная. Например, в "Пестово" или курорте "Пирогово", - рассказала Мария Литинецкая.
Девелоперы проявляют интерес
Перспективы развития малого водного транспорта, причалов для яхт и катеров и прочей водной инфраструктуры на Москве-реке в границах города огромные, считает генеральный директор компании Marina Development Игорь Лагуткин. "Однако такие колоссальные перспективы в столице существуют прежде всего потому, что ничего этого нет на данный момент", - с сожалением отмечает эксперт.
С ним согласна и Мария Литинецкая: "Нематериальный ресурс набережных сейчас используется малоэффективно - на их территории нет ни удобных причалов для водного такси, ни мест для стоянок яхт и скутеров жителей города".
Тем не менее, по мнению Игоря Лагуткина, Москва может и должна стать похожа на многие европейские столицы или хотя бы на Санкт-Петербург, где развит в том числе частный водный транспорт. Но для этого необходимо снять ряд важных ограничений, административных барьеров, упростить процедуры согласования и начать развивать инфраструктуру реки госструктурам совместно с частными инвесторами, считает он.
Столичные власти заявили о развитии набережных и территорий у реки. Также в рамках освоения территорий ЗИЛ, Нагатинского затона и Московского автозавода рассматривается возможность создания причалов.
Сдерживающие факторы
Многие базы для стоянки судов находятся в ветхом состоянии, особенно причальные сооружения, и не отвечают современным требованиям. Большое количество маломерных судов, находящихся в личной собственности граждан Москвы, не имеют баз отстоя, технического обслуживания и ремонта и размещены хаотично в различных акваториях города.
В свое время Marina Development проводила исследование набережных Москвы и пришла к выводу, что более 80% причалов не пригодны для швартовки малых судов.
Эксперты отмечают, что, несмотря на интерес со стороны девелоперов к околоводной сфере, все упирается в согласования, даже на стадии концепции. Если их упростить, то инвесторы однозначно пойдут на реализацию проектов, связанных с развитием яхтенной инфраструктуры, уверен Игорь Лагуткин.
Сдержанный интерес девелоперов к обустройству причалов также объясняется рядом сложностей, которые возникают при реализации подобных проектов. Во-первых, существуют различные ограничения Градостроительного и Водного кодексов. Во-вторых, само обустройство причала и набережной - дорогое удовольствие. Соответственно, позволить себе такие дополнительные инвестиции могут только девелоперы, реализующие проекты элитного класса, комментирует Мария Литинецкая.
Не стоит забывать о необходимости согласования каждой швартовки на конкретном причале в Москве, а также формальный запрет силовиков на движение судов в центре города у Кремля.
Игорь Лагуткин отмечает, что для движения водного транспорта по Москве-реке существуют также и естественные ограничения. Во-первых, на реке достаточно много шлюзов, что ограничивает свободный проход судов. Также высота мостов не позволяет проходить ряду водных плавсредств, в том числе парусных яхт.
По мнению Екатерины Румянцевой, строительство отдельных причалов или яхт-клубов в Москве девелоперам неинтересно. "Сам по себе яхт-клуб - неприбыльный проект, поскольку основная статья его дохода - сдача в аренду стояночных мест. В европейских и американских городах федеральные и муниципальные власти активно поддерживают частных инвесторов, развивающих яхт-клубы. Девелопер платит только за само строительство, в дальнейшем - за ремонт сооружений и инфраструктуры. Делается это потому, что власти развитых стран понимают экономическую, социальную и культурную значимость яхт-клубов", - рассказала она.
"Во-первых, хорошие яхт-клубы становятся центром притяжения обеспеченных людей, туристов и горожан. Во-вторых, город получает мощный драйвер развития торговой и развлекательной инфраструктуры. В-третьих, такой проект позволяет развивать детский и массовый парусный спорт и иные социальные программы", - считает Екатерина Румянцева.
Как преобразят Москву-реку
Власти Москвы разработают концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки, в том числе общественных территорий, для создания в городе целостной системы взаимосвязанных прибрежных территорий и повышения эффективности их использования. Основными задачами проекта являются: частичное освобождение набережных от транспорта, развитие системы водного транспорта. По результатам разработанного для проекта техзадания будет объявлен международный конкурс, по итогам которого планируется отобрать четыре лучшие концепции. Они будут учитываться при разработке актуализированного генплана и станут основой при разработке проектов планировок территорий, прилегающих к Москве-реке.
В соответствии с планами московского правительства, Москва-река должна стать визитной карточкой столицы. Как ранее заявлял заместитель мэра Марат Хуснуллин, это большой амбициозный проект, в который решено включить 80 км самой реки и свыше 10 тыс. га примыкающих территорий. В целом его реализация затронет 10% всей площади города. Для того чтобы главная водная артерия столицы выглядела по-европейски, необходимо благоустроить набережные, провести реорганизацию соседних коммунальных и промышленных зон, улучшить взаимодействие с рекой расположенных на ее берегах исторических и культурных доминант, организовать пешеходные и велосипедные маршруты. По словам Хуснуллина, в первую очередь здесь должно развиваться пассажирское движение - на прогулочных катерах с рекреационными целями и на водных такси по удобным для пассажиров маршрутам.
Москва-река слабо используется для грузоперевозок, и в перспективе их долю увеличивать не планируется. Однако власти Москвы продолжат борьбу с дебаркадерами на реке. По мнению столичных чиновников, причальные стенки должны быть свободны, чтобы суда могли швартоваться и высаживать пассажиров.
Стоит отметить, что в рамках концепции развития бассейна Москвы-реки, разработанной на федеральном уровне, прогнозируется увеличение количества маломерного флота, находящегося в частной собственности.
Согласно данному документу, также планируется проведение реконструкции существующих и организация новых баз обслуживания маломерных судов (на Химкинском и Рублевском водохранилищах, в судоремонтных мастерских Московского пассажирского порта в микрорайонах Братеево, Капотня, Карамышево и др.) с организацией комплексного технического обслуживания и ремонта, а также и оборудование баз судоподъемными сооружениями, гаражами для хранения судов в зимний период и др., строительство береговых или плавучих заправочных станций. Также в ней запланировано оборудование мест швартовки маломерных судов на Москве-реке в черте города и на водоотводном канале для обслуживания посетителей туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". В том числе в документе указывается, что для развития частного транспорта необходимо совершенствование нормативной правовой базы в области эксплуатации маломерных судов.
***
Напомнимаем, что в середине марта, в дни проведения юбилейной 25-й Международной инвестиционной выставки недвижимости MIPIM в Каннах, состоится парусная регата - самое яркое событие весеннего сезона на Лазурном Берегу. Организаторами мероприятия выступают компания "БЕСТ-Новострой" и "РБК-Недвижимость". Подробнее - см. "Читайте также".
Сергей Велесевич