Архитектура света: небоскребы превращают в экраны
Одним из трендов современной архитектуры стала игра со светом. Все больше домов и небоскребов во многих странах мира зодчие превращают в источники визуальной информации. Эта тенденция также активно развивается и в России.
Медиафасады - это не только прихоть архитектора, инновационный элемент городского дизайна и световой архитектуры, придающий зданию эффектный облик. Такие решения также позволяют передавать самый разный контент, в том числе с помощью высококачественного многоцветного видео. Они также являются перспективными площадками для брендинга, средством для проведения праздничных мероприятий.
Технологически это системы, состоящие из огромного количества светодиодных элементов, прикрепленных к каркасной основе. Их конструкция может быть выполнена в виде гибкой сетки, жесткой решетки и трубок.
Самые первые и самые большие
Прототипом современных видеофасадов стала "Башня Ветров", построенная в 1986г. в Камогаве по проекту архитектора Тойо Ито. "Башня Ветров" - это облицованное отражающими панелями здание цилиндрической формы, которое днем просто отражает город. Однако в темное время суток встроенные в конструкцию 1300 электрических ламп, 12 неоновых колец и 30 фонарей у подножия начинают играть всеми красками, меняя цвет и интенсивность свечения в зависимости от силы ветра и уровня шума.
Первый полноценный мультимедийный фасад появился в 1996г. на здании Nasdaq на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. Известными мировыми примерами являются также башня Uniqa в Вене (штаб-квартира крупной страховой компании), и башня "Шанель Гинза" в Токио - флагманский торговый центр "Шанель". В последнем случае громадный экран круглосуточно транслирует показ коллекций этого дома мод разных эпох. Список можно дополнить двумя знаковыми проектами для китайского Макао - Grand Lisboa Resort Hotel и Casino Grand Lisboa, а также офисными центрами Coca-Cola и Nike в Йоханнесбурге.
Архитектор Бен ван Беркель (голландское архбюро UNStudio) создал проект футуристического торгово-развлекательного центра Galleria Centercity, возведенного в южно-корейском городе Чеонан в 80 км от Сеула. Главной его "фишкой" стал двухслойный иллюзорный медиафасад - самый большой в мире (22 тыс. светодиодов). Его площадь - 12,6 тыс. кв. м. Днем он представляет собой монохромную зеркальную поверхность, которая пропускает максимальное количество естественного света, задерживая при этом солнечное тепло. Ночью же фасад ТЦ превращается в гигантский экран по всему периметру здания.
Самый большой медиафасад в мире - ТРЦ Galleria Centercity в Южной Корее
Медиафасады в Москве
В России первыми зданиями, которые украсили медиафасады современного поколения, стали два корпуса московской гостиницы "Белград", отель "Золотое кольцо" на Смоленской площади и "книжки" на Новом Арбате. Наиболее "продвинутым" российским примером до некоторых пор считался медиафасад на здании института "Гидропроект". Это один из самых крупных медиафасадов в Европе, его площадь составляет более 3,8 тыс. кв. м - изображение видно с расстояния более двух километров.
Сейчас наиболее современным крупным проектом медиафасада с высоким разрешением (240 тыс. светодиодных источников света, 16 млн цветов, площадь 3,6 тыс кв. м) является новая конструкция в ТРЦ "Вегас-2" на территории Крокус Сити. Это первый в России медиафасад, повторяющий сложную архитектуру здания и одновременно интегрированный в вентилируемый фасад.
Стоит заметить, что в Москве установка медиафасадов не всегда может удачно вписываться в архитектурную концепцию города, что в некотором роде ограничивает их установку. "В ЦАО, например, большинство строящихся объектов выдержаны в определенной исторической стилистике, - говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. - И медиафасады здесь могут оказаться не самым оптимальным архитектурным решением".
Медиафасад на верхних этажах башни "Меркурий" в "Москва-Сити" - одна из самых высоких рекламных площадок в Европе
Правильно размещенные медиафасады способны генерировать прибыль от продажи рекламы. Например, медиафасад на известном "доме-корабле" на Большой Тульской расположен с торцевой стороны здания, и он за несколько сотен метров виден автомобилистам. "Рекламный контент здесь уже достаточно большой и приносит прибыль управляющей компании дома и собственнику "экрана"", - говорит Константин Ковалев. Впрочем, у медиафасада может быть и отдельный владелец. По результатам проведенного компанией Philips исследования рынка, медиафасады, например, в торговых центрах увеличивают посещаемость и объемы продаж примерно на 40%.
В регионах
В регионах России распространение медиафасадных решений отчасти связано с развитием спортивной инфраструктуры. Например, огромный медиафасад площадью более 3,6 тыс. кв. м украшает и недавно построенный стадион "Казань-Арена". Причем примерно 1,5 тыс. кв. м - это элементы HD-качества. Медиафасад значительно увеличил привлекательность и популярность стадиона среди горожан. Опыт казанских коллег сейчас планируют взять на вооружение строители новой арены ФК "Краснодар".
Рекорд же принадлежит дворцу в Олимпийском парке в Сочи, у которого медиа- не только фасад, но и кровля. Суммарная площадь этой видеоконструкции на 37 тыс. пикселей составляет 22 тыс. кв. м. На медиафасаде реализована система самогенерации изображения. Как исходные данные используются изменения климатических условий: скорости ветра, температуры и влажности.
В Санкт-Петербурге медиафасад смонтирован на 140-метровом небоскребе бизнес-центра класса А Leader tower. Как сказано на сайте объекта, в дневное время фасад "подстраивается" под окружающую среду, отражая небо и соседние объекты, а в темное время суток превращается в мультимедийное пространство, воспроизводя анимационные и статичные изображения.
Leader tower в Санкт-Петербурге
Сейчас 100 млн руб. на медиафасад планирует потратить девелопер строящегося в Курске шопинг-центр "Европа". Огромный экран площадью около 700 кв. м здесь будет смонтирован до конца года.
По данным компании "Аренасолюшн", в зависимости от производителя, срок службы медиафасада составляет 100 тыс. часов, или примерно 10 лет до затухания экрана до половины яркости. Впрочем, от пыли и воды он может прийти в негодность и раньше. В этом смысле выгодно отличаются застекленные медиафасады, которые в меньшей степени подвержены влиянию окружающей среды и не нуждаются в регулярном обслуживании. Однако стоит заметить, что застекленный медиафасад стоит недешево: 4500 кв. м светодиодной поверхности - примерно 15 млн долл.
Владимир Миронов