Слишком дорого, слишком VIP: Где жить гостям Гран-при России
С подготовкой к зимним Олимпийским играм в Сочи начался строительный бум: вместе со спортивными объектами в городе бросились возводить отели и жилые комплексы премиум-класса. Ощутимая часть таких проектов не готова до сих пор: местные жители уже привыкли к брошенным недостроям на юге города у границы с Абхазией. Впрочем, завершенных проектов в Сочи также предостаточно: в 2014г. в городе ввели в эксплуатацию столько квадратных метров, что при их полном заполнении улицы просто встанут - инфраструктура и узкие дороги прибрежного городка не рассчитаны на такое количество обитателей.
Большая часть помещений в отелях и новых квартирах предсказуемо простаивает: любители элитной недвижимости предпочитают покупать жилье за границей, а клиентов пятизвездочных гостиниц в России элементарно меньше, чем надеются сочинские отельеры.
Исправить ситуацию мог бы Гран-при России чемпионата Формулы-1. После завершения Олимпиады это мероприятие осталось единственным якорем, способным завлечь в город туристов и обеспечить хоть какую-то загруженность простаивающих гостиниц.
До бума строительства в Сочи господствовали советские санатории, гостевые дома и мини-отели - к топ-уровню можно было отнести максимум две гостиницы. Очагом притяжения был центр Адлера, куда ехали семьи с детьми со всей России. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвида Дженкинса, после Олимпиады фокус сместился в Имеретинскую низменность, где построены спортивные объекты прибрежного кластера: сейчас здесь работают Radisson, Hyatt, Rezidor, Swissotel, Accor, "Азимут", а также множество частных гостиниц вдобавок к апартаментам в аренду и на продажу. Последними открылись Swissotel Sochi Камелия на 204 номера и Hyatt Regency Sochi на 198 номеров.
"Качественное гостиничное предложение всех сегментов сейчас представлено по всему побережью, однако в текущих условиях оно значительно превышает спрос, - отмечает Дженкинс. - Перелеты из Москвы и Петербурга остаются очень дорогими, и для многих это является барьером, даже если отели предлагают низкие цены. По инициативе властей в Сочи уже провели отдельные мероприятия, однако их явно недостаточно для заполнения всех номеров".
Отель Rodina (Сочи)
К слову о перелетах: если весной 2014г. долететь из столицы в Сочи и обратно можно было за 8-10 тыс. руб., то в курортный сезон цена поднялась до 20 тыс., а к Гран-при России цены зашкалили за 35 тыс. на пассажира экономкласса.
Впрочем, этапы Формулы-1 традиционно привлекают более состоятельных туристов, чем привык видеть Сочи, - гостями наиболее статусных Гран-при становятся олигархи, бизнес-элита и представители шоу-бизнеса.
"В других странах Формула-1 привлекает богатую публику и звезд всех мастей, - рассказал "РБК-Недвижимости" генеральный директор агентства элитной недвижимости Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. - Такая репутация Гран-при, безусловно, качнет цены вверх на время гоночного уикенда. Думаю, поклонники Формулы-1 не разочаруются в плане мест размещения в Сочи: качественной недвижимости там достаточно, а в некоторых случаях предложения превосходят роскошь Монако".
В то же время само оснащение и удобство номеров не гарантирует гостям города сопоставимого сервиса. "Сочи все еще отстает от курортов топ-уровня: здесь недостаточно развиты пристани для яхт, откровенно мало гольф-полей, рестораны недотягивают по уровню обслуживания, и даже климат не тот, что на Лазурном Берегу", - добавил Дзагуров.
По словам генерального директора бюро элитной недвижимости Must Have Елизаветы Некрасовой, владельцы сочинских квартир начали повышать цены на уикенд Гран-при России еще 30 мая - в день, когда в открытую продажу поступили билеты на гонку. Цены в некоторых апартаментах оказались даже выше, чем в лучших отелях Монте-Карло. Та же ситуация наблюдается с билетами, стоимость которых превзошла практически все другие Гран-при.
По данным риэлторов, самые дорогие номера на гоночный уикенд в Сочи предлагают в отелях Solis Sochi Suites, Rodina, Swissotel Камелия и Marriott. В Solís Sochi Suites стоимость доходит до 850 тыс. руб.: в номер площадью почти 600 кв. м входит гостиная с камином, три спальни, две террасы (одна с бассейном), спортивный зал и спа-зона с джакузи и сауной. В отеле Rodina часто останавливаются правительственные делегации и чиновники федерального уровня. В корпусе Grand Hotel номер площадью 165 кв. м с одной спальней и гостиной на период Гран-при России предлагается по цене 175 тыс. руб. за ночь. Junior Suite площадью 65 кв. м обойдется в 72 тыс. руб. В отелях Rixos и Swissotel номера стоят по 100 тыс.: в последнем за эти деньги клиентам предложат 320-метровый люкс с гостиной, террасой и двумя гостевыми спальнями.
Отель Mariotte (Сочи)
По словам Елизаветы Некрасовой, такие цены не отпугнули клиентов: эксперт утверждает, что на время Гран-при практически все номера в перечисленных отелях забронированы. Впрочем, бронь не всегда означает оплату номера и его неизбежное заселение, так что реальную востребованность гостиниц можно будет узнать только после завершения гоночного уикенда.
В Монте-Карло даже в самых престижных отелях можно найти номера дешевле, чем в Сочи, отмечает Некрасова. Например, на Гран-при Монако-2015, намеченный на 21-24 мая следующего года, номер в отеле Metropol Monaco можно забронировать за 520 тыс. руб., в Hermitage Hotel с видом на море - за 500 тыс. И это цены за четыре дня: с такими тарифами одна ночь обойдется в 130 тыс. руб.
Самое дорогое предложения в Hermitage - это номер люкс в крыле Prince. Так, апартаменты площадью 160 кв. м с двумя спальнями, гостиной и двумя террасами с видом на море можно снять за 350 тыс. руб. (от 6775 евро) за ночь. Президентский люкс Diamond Suite площадью 200 кв. м будет стоить около 450 тыс. (от 7880 евро), столько же стоит Diamond Suite Duplex с просторной террасой, шезлонгами, джакузи и солярием на верхнем уровне, а также Penthouse Diamond с двумя террасами на 20 и 70 метров, тремя спальнями, тремя гостиными и двумя гардеробными.
Отель Hermitage (Монте-Карло)
"Гран-при Монако все равно намного престижнее, чем гонка в Сочи, так что спрос на отели и апартаменты в этом княжестве в разы выше. Уже сейчас, за восемь месяцев до гонки, почти все номера на эти даты заняты", - заявила Елизавета Некрасова.
Помимо Сочи и Монако в Формуле-1 есть и другие городские Гран-при, привлекающие состоятельную публику. Так, в одном из самых дорогих отелей мира Marina Bay Sands в Сингапуре стоимость номера составляет от 10 до 50 тыс. руб. за ночь. Marina Bay Sands представляет собой три башни с лодкой на крыше, в которой умещается 150-метровый бассейн - самый большой открытый бассейн на этой высоте 55-го этажа. Отель можно назвать одним из символов города-государства: башни попадают в телетрансляции Формулы-1 с самого первого Гран-при Сингапура в 2008г.
В Объединенных Арабских Эмиратах степень интеграции трассы с отелем еще выше: пятизвездочная гостиница "Яс" расположена рядом и над автодромом. При желании за гонкой можно наблюдать прямо из конференц-зала отеля, который находится в галерее над трассой.
Во время Гран-при в этом отеле живут коронованные особы, хозяева команд и чемпионы Формулы-1: чтобы попасть на трассу в Абу-Даби, обитателям "Яса" достаточно спуститься вниз на лифте. Отель представляет собой воплощение самых передовых идей в современном дизайне: верхняя часть здания покрыта уникальной меняющей цвет конструкцией из стекла и металла, состоящей из 5 тысяч отдельных панелей. Каждая такая панель подсвечивается особой светодиодной системой, которая создает нужные цветовые оттенки.
Объединенные Арабские Эмираты. Отель "Яс"
В октябре Yas Presidential Suite площадью 400 кв. м можно снять за 225 тыс. руб. в сутки - но эти данные не учитывают всплеск цен, связанный с ноябрьским Гран-при Абу-Даби. В эксклюзивном президентском люксе три спальни, гостиная, столовая, терраса, бассейн и индивидуальный лифт, а из комнат открывается вид на трассу. Минимальная стоимость стандартного номера начинается с 8 тыс. руб. за ночь.
Объединенные Арабские Эмираты отель "Яс"
Как видим, по сравнению с другими странами в Сочи явно больше выбор - но это совсем не значит, что конкуренция потянет цены вниз. В России рыночные механизмы не работают: вместо того чтобы дешеветь, номера в отелях дорожают, подвергая риску и без того небольшую заполняемость построенной недвижимости. И если на первый Гран-при в истории в город наверняка приедет много гостей, то вот с посещаемостью гонки 2015г. могут возникнуть серьезные проблемы: прямо сейчас никто не решится сказать, на сколько процентов может упасть рынок к октябрю следующего года. Гран-при России имеет все шансы стать событием "слишком VIP".
Сергей Велесевич