PROEstate: Строители и власть по-разному понимают комфортную среду
Девелоперы, архитекторы и власть обсудили на форуме PROEstate, как сделать жизнь в городе более комфортной. При этом основные спорные вопросы возникли на этапе обсуждения требований конечных потребителей к будущему жилью, среди которых превалировали комфортность места проживания, экологичность и безопасность окружающей среды.
Директор департамента розничных продаж группы ПСН Екатерина Тейн заметила, что при покупке недвижимости человек опирается на важные для себя семейные ценности. "Он выбирает тот проект, где ему будет максимально безопасно. Для него важна прилегающая инфраструктура, внутренний двор и только потом само жилье. Но самое главное - это безопасность на всех этапах", - считает Екатерина Тейн.
С ней согласен партнер АНО "АрхПолис" Алекс Столярик: "Человеку важно комфортно ощущать себя в окружающем мире, поэтому он готов тратить деньги на комфортное жилье и комфортное окружение".
Ольга Архангельская, партнер EY, также поддержала коллегу: "Наши исследования показывают, что покупатель из года в год хочет одного и того же. Это фундаментальные требования, и мы всегда их придерживаемся. Да, в основном человек принимает решение купить квартиру, когда у него появляется семья. Если у клиента есть выбор, то он отдаст предпочтение архитектуре комплекса и комплексной застройке, транспортной доступности, социальной инфраструктуре. И того, что хотели тридцать лет назад, хотят и сегодня - безопасный двор и зеленые территории. Сегодня невозможно продать ни один проект, если там не будет газона во дворе, детской площадки, безопасного двора с подземным паркингом, школы, детского сада".
Программный директор Института урбанистики "Среда", директор центра прикладных исследований Европейского университета в СПб Олег Паченков подчеркнул, что необходимо отметить, что у власти и бизнеса должно быть партнерство. "Бизнес не строит ни зеленых зон, ни детских площадок, и ему неинтересны проекты, которые не приносят прибыль. Затраты на такие проекты обычно составляют от 15 до 35%. Бизнесу нужно продавать, и он делает то, что будут покупать. Но задача бизнеса не просто идти навстречу спросу, но его формировать. Мы должны делать нечто большее, чем просто деньги, мы должны формировать спрос".
Учредитель и главный архитектор бюро UNK project Юлий Борисов попросил девелоперов не гнаться за длинным рублем в попытках сэкономить на строительных материалах, а отнестись со всей ответственностью к своим проектам. "Сегодня дома, построенные десять лет назад, осыпаются. Люди, живущие в элитных домах, построенных 5-7 лет назад, судятся с застройщиками - у зданий отваливается штукатурка, фундамент идет трещинами. Они не знают, что делать. То есть при вселении необходимо понимать, сколько этот дом простоит, и делать на это упор. Поэтому вопрос долговременности и неустареваемости проекта также очень важен, так как это обесценивает дом", - подчеркнул г-н Борисов. Архитекторы и девелоперы согласились и отметили, что также очень важно, чтобы к концу строительства последней очереди дом не устарел морально.
Также архитекторы выразили готовность подстраиваться под потребности покупателей и проектировать такие дома, в которых максимально учтены все пожелания будущих жильцов. Однако эйфория и мечты быстро разбились о суровую действительность. "Есть Земельный кодекс, есть Генплан, есть ПЗЗ. Дайте нам эти три инструмента использования, и мы создадим вам хорошую среду, - сказал Гасан Архулаев, исполнительный директор девелоперской компании Sezar Group. - Дело в том, что проект - это живой организм. Я вижу основной путь развития сегодня - это комплексное развитие территорий в рамках нашего Генплана. Надо понимать, что мы зарабатываем деньги, и мы должны вникать в интересы города и делать так, как это выгодно городу, а потом всем остальным".
В ходе обсуждения также была затронута тема благоустройства территорий города.
"Сегодня это самый обсуждаемый вопрос, - сказала Карима Нигматулина, и. о. директора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы". - У нас прекрасные набережные, но совершенно нет какой-то четкой организации пространства. Многие набережные отсечены от людей транспортными магистралями, нет достаточного количества мостов, много промышленных зон в природоохранной зоне. Сейчас мы актуализируем Генплан города, хотим, чтобы пространство использовалось экономически эффективно, работаем над комплексным развитием территорий, продумываем экономику проектов. Мы хотим, чтобы людям было комфортно жить в нашем городе и гулять по нему".
Карима Нигматулина рассказала и о том, что девелоперы часто обращаются с просьбой отдать под застройку тот или иной зеленый массив. "К сожалению, в настоящий момент у нас не отлажены механизмы, позволяющие извлекать прибыть из рекреационных зон города. Если посмотреть, например, наши проекты по Москве-реке, то можно увидеть, что зеленых территорий в Москве действительно много, и, возможно, получится их сохранить в том виде, в каком они сейчас существуют и дать им природно-рекреационный статус. Сегодня мы пытаемся решить несколько вопросов о том, как сделать подобные зоны привлекательными для инвесторов, как извлечь из них прибыть, но при этом сохранить природу и соблюсти все интересы инвестора", - сказала г-жа Нигматулина.
Относительно зон отдыха многие девелоперы высказались положительно и поделились личным опытом организации рекреационного пространства. Так, например, компания "Сити-XXI век" построила в парковой зоне, прилегающей к Москве-реке в районе Строгино, стадион "Янтарь". Обустроили дорожки, привели в порядок парк, и теперь это излюбленное место отдыха у большинства горожан. "Не надо бояться изменений в городе. Во всем мире мы видим, как меняются дома, как меняется их назначение. Надо не бояться изменить территорию вокруг, привести ее в порядок", - сказал Юрий Печников, директор по стратегическому развитию девелоперской компании "Сити-XXI век".