Банки стали меньше искать новые помещения под офисы для розницы
В первом полугодии 2014г. основными игроками в сегменте street retail Москвы остались все те же профили, что и последние несколько лет - кафе и рестораны, услуги, продуктовые магазины. Банковский же сектор, которых также был в числе "главных действующих лиц" на улицах Москвы, по итогам полугодия показал снижение активности. По сравнению с прошлым годом доля банков в общей структуре запросов снизилась с 8% до 3%, говорится в отчете компании "Магазин Магазинов" по итогам 1 полугодия.
Снижение темпов развития этого профиля специалисты компании связывают с несколькими факторами. Одним из них - степень развития банковских сетей, то есть сейчас можно говорить о том, что крупные банки уже достаточно плотно охватили город и, поэтому темпы пошли на снижение. Фактором, повлиявшим на снижение спроса является также масштабная зачистка банковского сектора, проводимая Центральным Банком России - в течение 2013-2014 гг. лицензии были отозваны у более чем 30 банков. Безусловно, на сектор оказывает давление и общая экономическая ситуация, указывается в исследовании.
Впрочем, по словам управляющего партнера международной консалтинговой компании Colliers International Николая Казанского, в поведении банков по аренде новых офисов для обслуживания физических лиц наблюдаются три линии. Первая, действительно связана с банками, у которых отобрали лицензии и офисы остались пустующими. "Некоторые банки попали в скандальные ситуации, например, как "Мастер-банк". А у него было много офисов по Москве!", - добавляет он.
Вторая – связана с вхождением Номос-банка и банка "Петрокоммерц" в ФК "Открытие". По предположению Николая Казанского, при укрупнении этой финансовой структуры возможно объединение бывших трех розничных сетей в одну, что в результате может привести к освобождению лишних помещений.
Третью линию демонстрирует Сбербанк, который планомерно бывшие сберкассы меняет на новые, более комфортные помещения под обслуживания физических лиц.
Поведение остальных арендаторов
Как отмечается в исследовании компании "Магазин Магазинов", отдельного внимания заслуживает доля профиля "одежда и обувь" в структуре спроса. Несмотря на то, что в общей структуре запросов ритейлеры этого профиля занимают существенную часть (14%), мы продолжаем отмечать общее снижение интереса к улице со стороны магазинов одежды и обуви. Высокую же долю обеспечивает спрос на помещения под флагманские магазины со стороны международных сетей сегмента массмаркет и премиум. Большинство этих запросов на конкретные локации будучи нереализованными, остаются актуальными из года в год.
Структура запросов на помещения street retail в зависимости от профиля торговли, динамика 2012-2014 (1 полугодие)
Эксперты компании замечают, что в целом первая половина 2014г. в сегменте street retail Москвы характеризуется существенным ростом уровня вакантности помещений. Средний показатель по основным торговым коридорам города вырос в два раза по сравнению с прошлым годом - до 8 %. До этого показатель в течение трех лет стабильно держался на уровне 3,5-4%.
Как ранее рассказывала "РБК-Недвижимости" руководитель отдела стрит-ритейла международной консалтинговой компании Сolliers International Екатерина Подлесных, Доля вакантных площадей на Тверской и 1-й Тверской-Ямской за год в среднем увеличилась с 5% до 8,5%.
По ее словам, основные причины, влияющие на увеличение вакантных площадей и ротацию арендаторов, - валютные колебания в начале года, кризисная ситуация на Украине, отзыв лицензий у нескольких российских банков, спад покупательской способности, и вопрос с парковкой.
Как добавляет директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Сергей Камлюк, некоторым арендаторам стали невыгодны валютные договоры. Кроме того, появились новые торговые коридоры, активно посещаемые москвичами и гостями столицы.