Как будет расти налоговое бремя на торгово-офисные центры Москвы
Столичные власти планируют со следующего года увеличить налоговое бремя на собственников коммерческой недвижимости в Москве. C 2015г. порог площади для торгово-офисных объектов, которые переходят на налогообложение исходя из кадастровой стоимости будет снижен до трех тыс. кв. м для тех из них, которые расположены на соответствующих земельных участках и до двух тыс. кв. м в отношении объектов, по которым установлено фактическое использование таких объектов для размещения торговли или офисов, сообщает Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Стоит отметить, что процедура определения фактического использования объектов недвижимости предусмотрена Налоговым кодексом и введена в Москве с мая текущего года.
Напомним, с 1 января 2014г. Налоговым кодексом РФ установлено право субъектов Федерации переходить к исчислению налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении торговых и офисных объектов.
Весной 2014г. в Москве был принят закон о налогообложении имущества крупнейших торговых и офисных объектов, исходя из кадастровой стоимости, основанные на анализе правоприменения по итогам первого квартала 2014г.
Горизонт роста ставок в Москве на 5-летнюю перспективу:
- 2014 г. – 0,9% (при максимально возможной ставке 1,5%);
- 2015 г. – 1,2% (при максимально возможной ставке 1,7%);
- 2016 г. – 1,5% (при максимально возможной ставке 2,0%);
- 2017 г. – 1,8% (при максимально возможной ставке 2,0%);
- 2018 г. – 2,0% (при максимально возможной ставке 2,0%).
Введение новой системы налогообложения вызвало много критики со стороны крупных собственников коммерческой недвижимости в Москве. В результате власти столицы для того, чтобы недопустить резкого роста налоговой нагрузки переход к исчислению налога от кадастровой стоимости с 2014г. был осуществлен только для офисных и торговых центров площадью более 5 тыс. кв. м, расположенных на земельных участках торгового и офисного назначения, а ставки были установлены на максимально низком уровне.
Также в закон были внесены дополнительные льготы о вычете малому бизнесу в 300 кв. м, если предприятие существует не менее трех лет и реально работает (численность сотрудников не менее 10 человек, выручка на одного работника не менее 2 млн. рублей). Также организации медицинской и образовательной деятельности, научные организации, действующие в торгово-офисных центрах, уплачивают налог в размере 25% от текущей налоговой ставки.
Однако, по мнению экспертов, опрошенных редакцией "РБК-Недвижимость", действующий закон и так был существенным обременением для собственников торговых и офисных помещений и уже вызвал негативные последствия для них, теперь под удар попадут представители малого и среднего бизнеса. Владельцы площадей перенесут возросшие затраты на арендаторов путем увеличения операционных расходов.
Так, например, при уже существующих налогах AFI Development Льва Леваева опасается более чем двукратного роста налога на свою недвижимость по итогам 2014г. из-за привязки налоговой ставки к кадастровой стоимости объектов. Девелопер подсчитал, что эти платежи могут превысить 30 млн долл., то есть отнимут около 20% арендного дохода за год.
Как отмечают в департаменте экономической политики, в пятилетней перспективе закон позволит выровнять уровень налоговой нагрузки между добросовестными налогоплательщиками и теми субъектами бизнеса, которые сознательно шли на занижение балансовой стоимости объектов. В долгосрочной перспективе новая система позволяет не увеличивать налогообложение по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль.
"Благодаря изменениям в налоговом законодательстве на рынке аренды не просто появится больше недвижимости, но она станет дешевле. В первом квартале 2014 года офисная недвижимость в Москве подешевела в среднем на 3-7%", - говорится в сообщении департамента экономической политики.
Однако, по оценке игроков рынка недвижимости, это никак не связанные факторы. По словам Валентина Гаврилова, директора отдела исследований рынка CBRE, сейчас на столичном рынке отмечается избыток предложения как вследствие замораживания определенной части спроса в связи с геополитическими и макроэкономическими проблемами, так ввиду высокого объема нового ввода объектов в 2014 – начале 2015 гг. Именно этим объясняется текущее давление на арендные ставки в сторону понижения. Появление на рынке большего количества недвижимости также достаточно сложно приписывать влиянию режима налогообложения, также отмечает эксперт.
"Если сравнивать ставку по налогу на имущество организаций для Москвы и для других регионов, то московские власти действительно пошли навстречу бизнесу и снизили ставку по налогу. Если сравнивать с предыдущей налогооблагаемой базой, то все равно происходит рост налоговой нагрузки. В связи с этим, собственники помещений, как правило, будут пытаться переложить эту нагрузку на арендаторов, и, как следствие, можно ожидать повышение арендной ставки", - комментирует Татьяна Тикова, директор департамента управления активами группы ПСН.
"Серые" налоговые схемы
Департамент экономической политики и развития Москвы, налоговые аналитики и эксперты провели анализ объектов, попадающих под действие нового закона. Их общая площадь составляет 31,96 млн. кв. м.
Анализ показал, что почти для четверти собственников, являющихся добросовестными налогоплательщиками, снижение Москвой рекомендуемых ставок до 0,9% привело к ощутимому снижению выплат по имущественному налогу, которые ранее рассчитывались по ставке 2,2% от балансовой стоимости. Речь идет о тех объектах, балансовая стоимость которых не была искусственно занижена и максимально приближалась к рыночной.
В результате исследования эксперты также выявили распространение "серых" схем, которые позволяют собственникам выводить коммерческую недвижимость из-под действия налога. Это почти четверть от общей площади объектов. Так, например, собственниками более 5 млн. кв. м. (15,7% от общей площади объектов) выступают физические лица, не являющиеся плательщиками налога на имущество организаций. Уже в 2014г. один из крупных офисных центров в ЦАО перерегистрирован на пенсионера 1941 г.р. Каждый 14-й объект в столице оказался де-юре раздробленным между компаниями, использующими упрощенную систему налогообложения или применяющими налоговые льготы (2,3 млн. кв. м., 7,2%). В Москве есть крупные, под 20 тыс. кв. м, объекты, стоимостью в 2 млрд. рублей, которые используют упрощенную систему налогообложения, применяемую для малого бизнеса.
С 2015г. многие из этих схем уже не будут действовать. В соответствии с законом со следующего года находящиеся на УСН организации будут уплачивать налог на имущество в общем порядке.