Что будет с гостиницами и туризмом после Олимпиады
За годы подготовки к Олимпиаде в Сочи была проведена огромная работа, результаты которой город будет ощущать еще долгое время по окончании Игр. Благодаря притоку больших объемов инвестиций стало возможно развитие не только транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, но и строительство и реконструкция спортивных сооружений, увеличение турпотока, а также открытие новых объектов коммерческой и жилой недвижимости. Сможет ли Сочи стать всесезонным курортом, и как быстро окупятся инвестиции в гостиничные комплексы, построенные в расчете на российских и иностранных туристов? Попробуем разобраться, какие факторы будут сдерживать потенциал города как зимнего и летнего курорта.
К началу Олимпиады загрузка гостиниц в Сочи (включая неклассифицируемое предложение, апартаменты и гостевые домики) составляла более 98%. Сразу после окончания Игр эта ситуация изменится незначительно, на сегодняшний день недозагрузка гостиниц на вторую половину марта составляет менее 20%. Этому способствовал всплеск спроса на услуги краткосрочного проживания во время Олимпийских игр. Наиболее востребованными являются гостиницы, расположенные в непосредственной близости от олимпийских объектов. И именно здесь возводились новые крупные и высококачественные объекты. К Олимпиаде было построено около 40 средств размещения, с общим номерным фондом примерно 22 тыс. номеров. При этом всего в городе классифицированы 880 отелей и санаториев (57 тыс. номеров). Таким образом, благодаря Олимпиаде общий номерной фонд Сочи пополнился более чем на 60%, что является значительным приростом за такой короткий срок.
Двадцать построенных и реконструированных к Олимпиаде гостиниц относятся к категории 4* и 5*, при этом 15 из них находятся под управлением международных гостиничных операторов. До начала подготовки к Олимпиаде в гостиничном секторе Сочи присутствовал только один международный оператор - The Rezidor Hotel Group. На сегодня под его управлением находится самая широкая сеть сочинских отелей, подготовка к Олимпиаде позволила The Rezidor Hotel Group увеличить свое присутствие в регионе на пять отелей различной категории (4*, 5*), общим номерным фондом 1561 номер. Кроме них в Сочи появилась международная сеть Fine Hotels & Resorts с тремя гостиницами общим номерным фондом 700 номеров, Accor Hotels с 503 номерами в трех отелях и Solis Hotels & Resorts с тремя небольшими гостиницами на 200 номеров. Гостиничная сеть Marriott International пока управляет только одним отелем на 428 номеров.
Проведение зимней Олимпиады в Сочи будет способствовать активному развитию зимнего туризма в регионе. При подготовке к Олимпиаде было построено много спортивных объектов, часть из которых будет генерировать стабильный турпоток в зимнее время. Наиболее эффективными из них будут горнолыжный центр "Роза Хутор" (открытый в 2011-2012 годуах) и экстрим-парк "Роза Хутор" (открытый в 2012 году). Наибольшее влияние зимний турпоток будет оказывать на отели, расположенные в Красной Поляне и Адлере.
Летний туризм в Сочи в основном формируется за счет близости к Черному морю. Это широко известный на постсоветском пространстве черноморский курорт, чье влияние несколько ослабло в 90-е годы. Тем не менее подготовка к Олимпиаде повлияла также и на повышение привлекательности города в летнее время. Наибольшая загрузка в летнее время будет наблюдаться в гостиницах, расположенных в прибрежных районах города.
Развитие делового туризма в Сочи в настоящее время является неоднозначным: на 1 января 2014 г. население города составляет чуть более 368 тыс. человек, по численности населения Сочи находится на 49-м месте в стране. Деловая инфраструктура города характеризуется как неразвитая. Это означает, что практически единственным фактором для привлечения в город делового туризма является проведение различных саммитов и конференций. В последние несколько лет в Сочи проходило большое количество мероприятий в рамках сегмента MICE (Meetings-Incentive-Conferences-Events). Так, в 2014 году здесь пройдет саммит "Большой восьмерки", что может укрепить позиции Сочи и способствовать дальнейшему развитию делового туризма в регионе.
К важным факторам, ограничивающим долгосрочный прирост турпотока, относятся особенности транспортной доступности Сочи. Высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты в сочетании с труднодоступностью города на личном транспорте являются серьезным минусом для его привлекательности для туристов. Еще одним ограничением для увеличения турпотока в Сочи может послужить высокая стоимость проживания. Например, после проведения Паралимпийских игр гостиничные номера в том же Адлере можно арендовать в среднем за 4250–11 700 рублей с человека за ночь. Дальнейшее снижение цены на гостиничные номера благодаря усилению конкуренции в этом сегменте возможно, но оно будет небольшим. Большие расходы на содержание гостиничной инфраструктуры в Сочи будут удерживать цену номеров от сильного снижения.
На фоне усиления конкуренции между гостиничными операторами этот сегмент может претерпеть некоторые изменения. Часть гостиниц могут объединить расходы на содержание, что позволит им снизить издержки. В то же время некоторые другие комплексы могут быть переделаны в апартаменты или даже жилой фонд. Еще одним вариантом снижения конкуренции может послужить более узкая специализация гостиниц как центров спортивного досуга.
Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский