Инвесторы нашли новую нишу на рынке офисной недвижимости
Доля офисных зданий, где площади продаются блоками, вырастет в 2014г., прогнозируют аналитики международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield. Всего в 2013г. было продано более 198,2 тыс. кв. м офисных площадей в качественных офисных зданиях (данные из открытых источников).
По оценке специалистов, основными покупателями офисных блоков являются российские компании и физические лица, которые рассматривают приобретение офисного блока в качестве инвестиций небольшого и среднего размера.
Продажа офисов блоками впервые была опробована девелоперами в начале 2000-х гг. в таких проектах, как БЦ "Аэропорт" (MR Group), БЦ "Европа-Билдинг" и "Полларс" (Mirax Group), "Варшавская Плаза" (Placon Property Management) и проектах компании "Абсолют Недвижимость". Сегодня продажа офисов стала бизнес-стратегией для ряда крупных девелоперских компаний. Сейчас офисные блоки доступны для приобретения в ряде комплексов, технически соответствующих классу А и B, среди них "Город Столиц" в "Сити", МФК "Водный", МФК "Савеловский Сити", Imperia Tower, БЦ "Аэродом" и объекты группы "Абсолют". По прогнозам Cushman & Wakefield, в 2014г. активный спрос может наблюдаться в сегменте офисных блоков стоимостью 10-15 млн руб., при этом покупателей будут интересовать площади от 100 до 400 кв. м. В 2013г. спрос покупателей пришелся и на блоки площадью от 1 до 2 тыс. кв. м, и этот тренд будет продолжаться в 2014г.
"Если в период кризиса 2008г. продажа блоками была вынужденной мерой, то сейчас подобная практика является одним из вариантов стратегии выхода из проекта", - считает руководитель офисной группы Cushman & Wakefield Михаил Миндлин.
Заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Лада Белайчук отмечает, что в дальнейшем продаваемые офисные блоки могут оказать понижающие давление на ставки аренды в определенных бизнес-районах.
"Продажа офисов блоками - это нишевой, но быстрорастущий рынок, - говорит коммерческий директор департамента коммерческой недвижимости компании MR Group Александр Сурменев. - Спрос на такой формат обеспечен как инвесторами, так и конечными пользователями - компаниями, которые стремятся оптимизировать расходы на офис в условиях высокой волатильности рубля. В целом реализация офисов блоками действительно становится полноценным трендом, и все большее количество компаний прибегает к такой схеме продаж".