В России поставлен рекорд по вводу торговых центров
В IV вартале 2013г. в России было введено свыше 800 тыс. кв. м торговых площадей, что является наивысшим квартальным показателем за последние семь лет, подсчитали аналитики консалтинговой компании Jones Lang LaSalle.
Такой результат был достигнут преимущественно за счет небольших городов (с населением менее 1 млн человек) - они обеспечили более половины (56%) квартального ввода и около 44% годового ввода. Второе место по объему новых торговых центров, появившихся в последнем квартале года, занимает Санкт-Петербург (21%), третье - региональные города-миллионники (14%), на Москву и Подмосковье приходится 10% ввода.
"Несмотря на высокий показатель последнего квартала, в целом 2013г. не стал рекордным для рынка торговой недвижимости России, - комментирует результат начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. - Годовой ввод торговых площадей остался на уровне предыдущих лет и составил 1,65 млн кв. м".
Отметим, в числе крупнейших объектов, введенных в эксплуатацию в 2013г. в регионах, ТЦ "Глобус" в Екатеринбурге, ТЦ "Планета" в Уфе, ТЦ "Акварель" в Волгограде, ТЦ "Кристалл" в Тюмени и ТЦ "Аура" в Ярославле. По итогам прошлого года общий объем российского рынка торговых центров достиг 16 млн кв. м.
На 2014г. девелоперы наметили ввод около 2 млн кв. м новых торговых площадей, и если все объекты будут открыты в срок, россияне получат рекордный объем нового предложения ТЦ. Из этого объема в Москве девелоперы заявляют немногим менее 1 млн кв. м качественной торговой недвижимости, однако, по прогнозам Jones Lang LaSalle, новое предложение составит в столице около 600 тыс. кв. м. Эти же объемы ввода торговых площадей в 2014г. в Москве прогнозируются и отделом исследований рынка компании CBRE Россия.
Отметим, около трети рекорда 2014г. должно быть обеспечено московскими объектами. Среди наиболее крупных объектов, заявленных к вводу в этом году, такие торговые центры, как "Авиа Парк", "Вегас Сити", "Колумбус", "Весна". По итогам года объем рынка торговых центров Москвы может превысить 4 млн кв. м, а обеспеченность столичных жителей торговыми площадями - достигнуть 359 кв. м на 1 тыс. жителей. Для сравнения: по итогам 2013г. на тысячу москвичей приходилось 306 кв. м.