Иностранные менеджеры предпочитают арендовать в Москве квартиры на Патриарших Прудах
Агентство эксклюзивной недвижимости «Усадьба» провело исследование, изучив предпочтения корпоративных клиентов при выборе жилья для аренды.
Корпоративные клиенты на рынке элитного жилья - иностранные корпорации и банки, российские компании, государственные структуры, посольства иностранных государств, которые арендуют жилье для своих сотрудников. Более чем в 50% случаев у этих организаций есть четкие нормы, правила и требования как к самому жилью, процедуре аренды жилья, так и к уровню предоставляемого агентством недвижимости сервиса. Около 70% корпоративных арендаторов - это иностранные граждане, и порядка 30% - россияне. Иностранцы предпочитают квартиры больших площадей с классическим нейтральным ремонтом, российским арендаторам больше по нраву квартиры меньших площадей, но с высоким, изысканным уровнем отделки.
Единых предпочтений при выборе жилья для своих сотрудников у различных компаний нет. В каждой организации существует своя бюджетная политика в отношении компенсаций, предоставляемых сотрудникам на аренду недвижимости, различные требования к качеству и безопасности объектов. Безопасности объектов всегда уделяется повышенное внимание. Кроме этого у каждого сотрудника есть свои требования к стилю ремонта и интерьера.
Можно с уверенностью определить основные принципы выбора районов для проживания:
- рядом с офисом компании, в которой работает сотрудник или в удобной транспортной доступности (по тому же шоссе, например) - 60% всех корпоративных клиентов;
- рядом со школой или детским садом, который посещают дети - 30% всех корпоративных клиентов;
- личные предпочтения сотрудника компании его семьи - 10% всех клиентов.
Спросом пользуются самые разнообразные районы. Наиболее востребованы микрорайоны, находящиеся по близости к французской, британской, англо-американской школам, и, конечно, центральные микрорайоны, такие как, Патриаршие Пруды, Остоженка, Чистые Пруды, Замоскворечье, Тверская, Плющиха, Красная Пресня. Из нецентральных районов, корпоративные клиенты предпочитают селиться на Юго-Западной, в Крылатском или на Северо-западе Москвы (в зависимости от того, где находится офис компании, сотрудником которой является арендатор). Близость к школам и другим детским учреждениям, обусловлена желанием клиентов оградить своих детей от московских пробок и себя от потери времени. Тот же самый мотив наличествует у клиентов, желающих арендовать недвижимость близко к офису. Если же иностранное предприятие располагается на окраине Москвы или за МКАД, топ-менеджеры предпочитают вообще не въезжать в Москву и арендуют элитное загородное жилье.
Поскольку у иностранных арендаторов существуют определенные стереотипы и представления, они очень привязаны к определенным районам, которые не просто удобны им с точки зрения транспортной доступности, но и пользуются славой респектабельных и благополучных в среде экспатов. Это в первую очередь Патриаршие Пруды, Тверская, Остоженка, Арбат, Плющиха, Ленинский проспект. Россияне более мобильны, они значительно спокойнее относятся к выбору района.
Количество корпоративных клиентов впервые и очень существенно снизилось в период кризиса 1998 года, когда более 50% иностранцев покинуло Россию: часть корпораций свернуло на некоторое время (а некоторые и навсегда) свою деятельность в РФ, некоторые заменили «дорогостоящих» иностранных сотрудников нашими соотечественниками. За период до текущего кризиса количество иностранных сотрудников постепенно росло и на момент 2006-2007 годов стабилизировалось. У каждой корпорации существует определенный график замены сотрудников и различные сроки контрактов в РФ. Таким образом, существует постоянный отток и приток в Москву сотрудников иностранных компаний. Современная ситуация, конечно, спровоцировала в очередной раз отток иностранцев из Москвы и снижение обращений корпоративных клиентов для поиска недвижимости. Но необходимо отметить, что эта тенденция пока не носит глобального характера.
С начала текущего кризиса портрет корпоративного клиента не поменялся. За период же существования рынка аренды элитной недвижимости, портрет корпоративного клиента претерпевал различные изменения: появлялись новые требования, компании адаптировались к российской реальности, ужесточали требования к юридической стороне взаимоотношений с арендодателями и требования к безопасности проживания своих сотрудников. Также в различные периоды превалировали различные направления бизнеса. Если в 1990-х и начале 2000-х годов большую долю среди корпоративных клиентов занимали нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании, то в сложные периоды экономики самыми стабильными были сотрудники посольств иностранных государств.
«Предпочтения корпоративных клиентов с начала кризиса претерпели изменения лишь в подходе к формированию бюджетов, и то не во всех компаниях, а также в увеличении требований к качеству и местоположения объектов в соотношении с ценой», - говорит Екатерина Батынкова, исполнительный директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба».