Критическая масса "квадратов"
Санкт-Петербург перенасыщен торговыми площадями. Рынок торговой недвижимости в Санкт-Петербурге в скором времени достигнет европейских показателей по объему площадей, обещают эксперты. При этом они отмечают, что заполнение ритейл-ниши происходит именно за счет количества "квадратов", а не их качества. В итоге далеко не все объекты получают достаточный для работы покупательский спрос, и в городе образуются целые "кладбища гипермаркетов" — улицы, перенасыщенные торговыми объектами. Игроки рынка отмечают, что питерский спрос отличается своим постоянством и новым игрокам сложно рассчитывать на успех.
Ритейл в Петербурге изначально развивался особенным путем: там строились гипермаркеты, тогда как в Москве — полноценные торговые центры. "Сразу после 1998 года о себе заявили "Лента" и "О’Кей" — они и сейчас наиболее популярны. Торговые комплексы начали появляться только к 2005 году", — вспоминает директор отделения "Петроградское" компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" в Санкт-Петербурге Сергей Горбунов. На волне ажиотажного спроса на качественные торговые площади в городе было введено несколько крупных объектов, так что в прошлом году на рынке появился сразу 1 млн кв. м.
По данным петербургского представительства компании Knight Frank, в настоящий момент объем рынка торговой недвижимости составляет 2,89 млн кв. м. Ожидается, что до конца года этот показатель достигнет 3,3 млн кв. м. Еще порядка 700 тыс. "квадратов" ожидается в следующем году. "Также в городе значительную долю рынка занимает street-ритейл и переделанные объекты советского времени — то, что не учитывают консалтинговые компании. А это еще порядка миллиона "квадратов", — замечает г-н Горбунов. Население Северной столицы составляет более 4,5 млн человек, а значит, на каждого жителя приходится порядка 1 кв. м торговых объектов — как в Париже и Лондоне.
При этом далеко не все введенные объекты демонстрируют хорошие показатели по оборотам: "На Пулковском шоссе в "Масштабе" постоянно сменяются арендаторы, и даже недавно открывшийся Пулково-3 не оправдывает надежд", — говорит консультант отдела исследований рынка компании "Knight Frank Санкт-Петербург" Юлия Паринюк. По словам Сергея Горбунова, основная проблема ритейла в городе — отсутствие новых идей.
Девелоперы, наблюдая недостаток качественных объектов в городе, боятся выходить на петербургский рынок. Г-жа Паринюк указывает на то, что местные компании очень сильны, они пользуются большой популярностью, и потому другим игрокам будет сложно зайти сюда. К новичкам просто нет особого интереса, добавляют в "МИЭЛЬ-Недвижимость": в 2006 году пришли масштабные "стотысячники" — "Мега" и "Радуга", но они ничем не удивили рынок, ведь рядом есть привычный "О’Кей".
Однако, по оценке ведущего аналитика компании Russian Research Group Дмитрия Иванченко, хотя гипермаркетов в Петербурге действительно много, у каждого есть своя целевая аудитория. "На Пулковском шоссе находится сразу несколько объектов: Metro, "О’Кей", "Карусель", а рядом еще и "Система-Галс" строит большой комплекс, но недостатка спроса не ощущается — каждый получает свою долю рынка". При этом предсказать, насколько успешными будут объекты новых игроков, г-н Иванченко затруднился. "Москвичи здесь не очень успешны: они приходят со своими рецептами и действуют достаточно агрессивно, — поясняет г-н Горбунов. — Нужно чувствовать особенность регионального рынка в Питере и адаптировать западные форматы с поправкой на него".
НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО