Эксперт: На рынке торговой недвижимости Москвы идет конкуренция за ликвидные площади
Предварительные итоги года на рынке стрит-ритейла Москвы на страницах "РБК-Недвижимости" подводит руководитель департамента по работе с клиентами компании "Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate" Ольга Збруева:
- Рекордно низкий объем ввода торговых центров в Москве в 2011 году (по итогам года ожидается менее 500 тыс. кв. м новых площадей) заставил ритейлеров обратиться к сегменту стрит-ритейл. Увеличение торговых площадей такого формата возможно в основном за счет первых этажей жилых домов в рамках комплексной жилой застройки территорий. Учитывая ограниченный объем существующего фонда помещений этого формата и низкий потенциал его развития за счет строительства новых районов, на рынке возникает серьезная конкуренция за наиболее привлекательные торговые площадки, которая имеет все основания для развития в следующем году.
Ритейлеры, не нашедшие площади для развития в столице, заявили об активном развитии в 2012 году в Подмосковье и регионах. Причем, это не только районные торговые центры в городах-спутниках, но и помещения формата стрит-ритейл в новых спальных районах. О развитии в Подмосковье уже заявили такие сети, как: "Азбука вкуса", "Castorama", "Обувь России", "Эконика" и др.
Стоит отметить, что конкуренция за площади коснется в основном ликвидных объектов street retail с выгодным расположением. В целом в условиях финансовой нестабильности в 2012 году многие операторы продолжат консервативную стратегию развития, отказываясь от нерентабельных торговых точек и реализовывая программы по оптимизации арендных затрат. В таких условиях неопределенности на финансовых рынках и повышения требований операторов к торговым площадкам оснований для серьезного увеличения ставок аренды на торговые помещения не предвидится.
В 2012 году прогнозируется усиление тенденции развития новых торговых форматов. К примеру, "Metro" в начале следующего года планирует начать развитие франчайзинговой сети магазинов "У дома".
В общем и целом хочется отметить, что рынок ритейла демонстрирует признаки зрелости. Повышение качества отношений на рынке, повышение требований к качеству помещений для развития бизнеса, улучшение качества клиентского сервиса, на мой взгляд, станет одной из основных тенденций развития рынка торговой недвижимости в следующем году.