Е. Лизунов: "Главное – люди. Готовить кадры нужно на практике"
Сегодня одной из стратегических задач развития России является переход к инновационной экономике. В этих условиях ключевой становится проблема подготовки кадров, способных создавать что-то новое и обеспечивать его воплощение в услугах, продуктах, технологиях. В строительной отрасли, которая особенно нуждается в инновациях, дефицит кадров ощущается чрезвычайно остро. О том, какие трудности испытывают строители, и о возможных путях их преодоления мы поговорили с Евгением Лизуновым, заместителем директора по корпоративным и правовым вопросам одной из старейших строительных организаций страны - ГВСУ "Центр".
- Сегодня, по результатам социологических опросов, профессия инженера восстановила свою репутацию в глазах молодого поколения, а прием на инженерные отделения в последние годы стабильно растет. С чем вы связываете эту тенденцию?
- Прежде всего, с курсом на модернизацию, провозглашенным руководством страны. В решении стратегической задачи по переводу отечественной экономики на инновационную основу ключевую роль должны сыграть специалисты, которых условно можно поделить на две категории: инженеры, создающие новизну, и инженеры, переводящие новые идеи и изобретения в услуги, продукты, технологические процессы. В этих условиях приоритетом становится создание условий для подготовки кадров, способных обеспечить конкурентоспособность российской продукции и технологий на внутреннем и международном рынках. Это, в свою очередь, актуализирует проблему формирования системы, которая обеспечит эффективную подготовку инженеров. И здесь существенную роль, безусловно, должны сыграть ведущие технические вузы страны.
- Способны ли наши вузы сегодня подготовить настоящего профессионала? Удовлетворяет ли интересам строительных компаний качество образования выпускаемых специалистов?
- Конечно же, мы ежегодно принимаем на работу выпускников. Как правило, это бывшие студенты МГСУ и высших военных строительных училищ. Они постигают азы профессии, проходя школу наставничества. Имея за плечами 48-летний опыт строительства, в том числе и в горячих точках, можем похвастаться сложившейся командой профессионалов-строителей, стаж работы которых на стройке измеряется десятилетиями. Именно они занимаются практической подготовкой молодежи. Однако далеко не все молодые специалисты остаются в профессии. Многие не выдерживают суровых условий труда, других пугает ответственность. В связи с этим многое определила бы обязательная производственная практика. А ее нет.
Сегодня основное внимание в подготовке инженерно-технических специалистов концентрируется на учебном процессе. Полностью отсутствует даже минимальный опыт практического применения знаний. Производственная практика - дело самих студентов. А ведь это тоже форма обучения, и очень важная. В итоге выпускники вузов (в данном случае - строительных) приходят на строительные площадки, совершенно не представляя систему технологических процессов, организацию строительства, не имея никакого опыта. Год-другой уходит на адаптацию, когда полученные знания начинают применяться на практике и молодой специалист становится профессиональным инженером, готовым к восприятию новых идей. Зачастую этого времени просто нет. Поэтому строительные компании предпочитают приглашать на работу специалистов с опытом линейной работы.
- Что бы вы предложили для решения проблемы подготовки кадров, помимо обязательной производственной практики? Как нужно обучать специалистов, чтобы они были готовы к работе в серьезной строительной компании?
- Практика - прежде всего. Следует выстроить систему, которая обеспечит обучение специалиста и применение полученных им знаний на деле. Можно вспомнить старую советскую систему прохождения практики на строительных площадках, когда ежегодно после второго курса молодой специалист начинал приобретение опыта с рабочих профессий. Считаю, что обучение должно быть активным. Только в этом случае после окончания вуза бывший студент сможет назвать себя специалистом.
В связи с этим очень интересными представляются такие методы, как контекстное обучение, когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания связи между этим знанием и необходимостью его применения. Не менее важным является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения. Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность, на основе опыта. На мой взгляд, это именно то, что нужно для подготовки компетентных и востребованных кадров.
- Отдельной проблемой для всей строительной отрасли стала проблема рабочих кадров. Использование новейших технологий говорит о важности приоритетного решения проблем качества рабочей силы и о необходимости государственного регулирования этих вопросов. Что нужно сделать в первую очередь?
- В задачи государства должно входить создание условий для устойчивого воспроизводства и развития кадрового потенциала строительной отрасли, в том числе в промышленности. В наше время конкурентоспособность предприятия находится в прямой зависимости от качества рабочей силы. А у нас искоренена система начального профессионального образования. Когда-то каждый завод, строительная организация имели свое профтехучилище, было почетно владеть профессией сварщика или каменщика...
Хотелось бы, чтобы государство было заинтересовано в развитии стабильных рабочих, высокопрофессиональных производственных коллективов из наших, российских граждан. Этому могла бы способствовать единая политика в формировании оплаты труда. Сейчас предприятия переманивают рабочих, устанавливая заработную плату выше сложившегося среднего уровня, при этом зачастую экономя на налогообложении. Очень не хватает единой информационной базы данных рабочих по профессиям. Поиск работы осуществляется стихийно. Отсутствует система подбора персонала.
Из собственной практики: большая проблема - отсутствие местных рабочих строительных специальностей. Рабочие, которые трудятся на наших стройках и предприятиях, - приезжие из других регионов, поэтому очень остро стоит вопрос обеспечения их нормальными условиями проживания и транспортировки к месту работы. Важно решить вопрос о возможности установки модульных сборно-разборных бытовых городков, отвечающих самым последним требованиям проживания, в шаговой доступности от строительных объектов. Сегодня это огромная проблема для всех строительных организаций. Да, мы арендуем места для наших рабочих в общежитиях, но условия проживания в них, как правило, далеки от нормальных. А плата за койко-место просто удивительная. К тому же не всегда удается найти общежитие близ строительной площадки. Приходится возить рабочих. Сокращается их время на отдых. Увеличиваются затраты и, соответственно, себестоимость жилья.
- Как вы в ГВСУ "Центр" справляетесь с проблемой рабочих кадров, что делаете для их привлечения, удержания? Какие здесь возможны варианты?
- Сегодня мы обучаем специалистов на рабочих местах и очень дорожим коллективом рабочего персонала, понимая, что с уходом обученных специалистов, сразу же снижается качество производства и производительность труда, возрастают затраты. Поэтому мы стараемся привлекать специалистов, не только выдерживая средний уровень заработной платы, но используя социальный пакет: добровольное медицинское страхование, организация спортивно-массовых мероприятий, оказание материальной помощи в связи с семейными обстоятельствами (рождение детей, бракосочетание, смерть близких родственников и т. д.) С этого года в холдинге работает программа оказания корпоративной поддержки при приобретении специалистами строящегося нами жилья. Но проблема сохранения кадрового потенциала все равно остается.