А. Хрусталев: "Присутствие НДВ - всегда добавочная стоимость к недвижимости"
Генеральный директор компании "НДВ-Недвижимость" Александр Хрусталев рассказывает о роли риэлтора на рынке и взаимоотношениях с застройщиками, а также об обманутых дольщиках и стагнации на рынке новостроек Подмосковья.
- Премия "Рекорды рынка недвижимости - 2012" принесла НДВ сразу несколько побед (подробнее здесь)... Для вас это самый "урожайный" на награды год?
- Год еще не закончился, но уже, действительно, стал достаточно урожайным для нас.
Риэлтором года, я считаю, мы стали заслуженно. В сущности, мы приложили свою руку к формированию цивилизованного рынка недвижимости, привносению новых стандартов качества. Если раньше профессия риэлтора носила негативный оттенок, то сегодня это больше, чем просто риэлтор.
К сожалению, многие компании все еще забывают о значении этой профессии, а занимаются только "оформительством" сделок: нанимают офис, сажают сотрудников на "вертушку" и продают новостройки, не вкладывают свои средства в рекламу (за них это делают девелоперы), не отвечают за планы продаж, только технически оформляют сделки. Я считаю, что это не риэлторы, а просто "оформители".
НДВ смотрит на профессию с другой стороны. Клиент - ключевая фигура в работе нашей компании. Мы делаем качественные и комфортные офисы продаж, где можно проконсультироваться по любым вопросам.
- Вы имеете в виду концепцию "супермаркета недвижимости"?
- Да. Это концепция all inclusive. Клиент приходит к нам, как в хороший супермаркет, и выбирает все, что ему нужно: новостройку, вторичное жилье, услуги по ипотеке, аренде и т. д. У нас порядка 7 млн кв. м новостроек. В месяц совершаем от 1,5 до 2 тыс. сделок. Без лишней скромности скажу, что такого оборота нет ни у кого. Например, наш ближайший конкурент по новостройкам продает в 15-20 раз меньше.
- Хорошо, а другие номинации?
- Награда "Персона года" подтвердила нашу высокую активность на рынке.
В остальных номинациях "Рекордов рынка недвижимости" победили проекты, которые мы продаем. Мы не просто реализуем квадратные метры, а формируем достойный уровень жизни. Предлагаем дома с благоустроенными дворами, элегантными парадными, хорошими квартирами, в том числе с качественной отделкой... И поэтому наши жилые комплексы периодически побеждают во всех рейтингах, я думаю, заслуженно.
- Есть мнение, что успехи жилых комплексов, которые вы продаете, связаны с ценовым давлением, которое вы оказываете на застройщиков.
- Дисконта у нас нет никакого, что могут подтвердить все наши застройщики. Эти проекты победили вовсе не потому, что они дешевые. Злые языки говорят, что "там, где НДВ, все продается с дисконтом", но это неправда. Наоборот, присутствие НДВ - всегда добавочная стоимость к недвижимости.
Игроки рынка помнят пример с микрорайоном "Царицыно", когда пришли конкуренты и купили несколько десятков квартир. Они заявили, что будут продавать их на 15% дороже... Но этого не получилось, и в итоге их квартиры шли с 10%-м дисконтом от наших цен. То есть заявлять о продажах и продавать на самом деле - это разные вещи...
Компания "НДВ-Недвижимость" подписывает с застройщиками планы продаж и отвечает за свои обязательства - всегда и безусловно.
Выполнение планов продаж ведет к тому, что застройщик вовремя получает денежные средства, которые он может направить на возведение объекта. Поэтому большинство наших проектов сдаются раньше срока. У нас нет проблем на стройках - везде кипит работа, в чем можно убедиться с помощью он-лайн видеокамер. Мы не боимся за свои новостройки.
- Каким образом вы отбираете проекты, в которых будете участвовать как риэлтор?
- Это текущая работа, которая идет постоянно. Мы знаем, какие проекты появятся на рынке через год, через два, через три. Критерии сотрудничества НДВ и застройщиков такие: надежность, порядочность партнеров и, кроме того, готовность внедрить дополнительные опции при строительстве. При выборе проектов для нас важно, чтобы район был не "голым", а с социальной инфраструктурой: школой, детским садом и т. д. Это не должны быть пустые каменные джунгли.
- То есть вы говорите застройщику: "Мы можем продать ваш жилой комплекс, но в нем должно быть это, это и это"?
- Да, мы так и говорим: давайте в этом микрорайоне сделаем въезд в другом месте, поменяем фасады, увеличим высоту потолков, поменяем лифты на более дорогие. Все это практически не влияет на себестоимость строительства, но при этом увеличивает спрос, а значит, проект будет успешным. Потому что люди сейчас научились отличать хорошее, качественное жилье от простых совдеповских "метров". Клиенты стали более разборчивыми и выбирают, где они хотят жить и где будут жить их дети. Мы уже без айфонов жить не можем, а уровень строительства у нас в стране порой на уровне 50-60-х годов прошлого века.
- То есть на рынке главными стали риэлторы, а вовсе не застройщики?
- Не главными... Кто такой риэлтор? Это сторона, которая ближе всего к людям, приобретающим жилье. И задача риэлтора - слышать людей и передавать их желания строителям. Если мы правильно слышим и передаем, то совместно с застройщиком создаем правильный продукт, который становится востребованным. А это означает, что девелопер сможет гарантированно получить свою запрограммированную прибыль. Мало того, все девелоперы и строители, которые сотрудничают с НДВ, на сегодняшний день являются лучшими в своей отрасли.
- Прокомментируйте ситуацию с дольщиками "Миэля" по "Барвиха-Вилладж".
- Если говорить о нас, то НДВ всегда отстаивает интересы покупателей. В качестве примера можно привести проблему с дольщиками МФК "Маршал", которую мы помогли решить. А ситуация, которая возникла у "Миэля" с их дольщиками, своеобразна. Во-первых, надо понимать, что их клиенты подписали договор в 2007 году. Прошло 5 лет! Во-вторых, кризис не является форс-мажором, это отговорка. Мое мнение, "Миэлю" сейчас нужно приложить все усилия, чтобы "разрулить" эту проблему: достроить поселок либо отдать деньги. Сейчас ситуация такова, что "Миэль" свои обязательства перед клиентами не исполняет. Это не есть хорошо. Надеюсь, все разрешится в лучшую сторону.
- Ваш прогноз по развитию рынка новостроек в Московском регионе.
- В некоторых районах Подмосковья цены на новостройки упадут в сентябре - октябре, ряд строек остановится. Стагнация на рынке нового жилья в Подмосковье уже наступает. Я говорил об этом еще месяца три назад. Не будет такого спроса, как раньше, потому что количество предложения увеличилось с начала года в несколько раз. А рынок и экономика нашей страны так не растут.
Заметьте, раньше на рынке новостроек речь не шла о каких-либо скидках выше 1-2%, сейчас они достигли 20% в ряде проектов. Это не маркетинговые ходы, а падение спроса, который "распыляется" по множеству проектов. Хотя ряд удачных подмосковных проектов будет "жить" дальше, и даже неплохо...
В Москве в ближайшие годы новостройки будут прибавлять по 15-20% в год из-за ограниченности предложения и естественного роста цен, связанного с этапами строительства.