В первом полугодии выручка столичных гостиниц упала на треть
С начала 2009 года заполняемость гостиниц в Москве снизилась в зависимости от сегмента на 10-15%, говорится в исследовании компании DTZ. Заметнее всего сократилась загрузка люксовых отелей, которые сейчас в среднем заняты лишь наполовину. Для привлечения клиентов гостиницы снижают цены - в первом полугодии номера подешевели более чем на 20%. По подсчетам аналитиков, из-за спада в деловом туризме столичные отели потеряли порядка 100 млн долл.
По словам директора группы гостиничной недвижимости "DTZ Россия/СНГ" Дэвида Дженкинса, в первом полугодии 2009 года продолжалось серьезное снижение рублевого показателя RevPAR (выручка на номер) во всех сегментах гостиничного рынка. При этом самое сильное падение зафиксировано в сегменте upper upscale - традиционно к нему относят пятизвездочные объекты. По сравнению с началом 2008 года RevPAR в этом сегменте сократился на 33%, тогда как в гостиницах средней ценовой категории падение составило 27% (см. таблицу).
Любопытно, что при наибольших потерях в доходности пятизвездочные объекты не являются аутсайдерами по загрузке объектов. В среднем, согласно данным STR Global и DTZ, в первые шесть месяцев 2009 года они были заполнены на 63,5%. Меньше всего площадей было занято в люксовых гостиницах - 51,3%.
"Это полугодие мы закончили с хорошими результатами, - говорит генеральный директор пятизвездочной гостиницы "Петр I" и трехзвездочного "Будапешта" Алла Панарина. - В середине недели "Петр I" заполнялся вплоть до 100%, а в выходные показатель не опускался ниже 50%". В целом, по ее словам, во втором квартале обе гостиницы были загружены на 72%.
Общей тенденцией столичного рынка гостиниц стало снижение средней цены номера, признает г-жа Панарина: "На сегодняшний день четырех-пятизвездочные отели более охотно, нежели трехзвездочные гостиницы, идут на удешевление стоимости услуг. В результате разница в цене между сегментами заметно сокращается, и многие клиенты предпочитают заплатить чуть больше, но жить в гостинице более высокого класса". Это подтверждают и данные аналитиков: снижение цен в среднем ценовом сегменте и верхнем было практически одинаковым - на 21,1 и 21,7% соответственно. Правда, в абсолютных цифрах разница все же пока ощутима: в среднем ночь в трехзвездочном отеле обойдется в 5,7 тыс. руб., тогда как пятизвездочный будет стоить 10,6 тыс. руб.
Для привлечения клиентов отели также организуют специальные акции. "Гостиницы верхнего ценового сегмента преимущественно пошли путем снижения цен, тогда как среднеценовые объекты, имея значительно меньшую прибыль с продажи каждого номера, активнее стали внедрять различные спецпредложения с включением дополнительных услуг в стоимость пакета", - поясняет генеральный директор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман.
Гостиничные цепочки чаще всего прибегают к демпингу, говорят эксперты: теряя на цене одного номера, сети добирают выручку общим оборотом. "Гостиничные сети, которые представлены сразу несколькими брендами или имеют не одну гостиницу в управлении, могут работать сообща и в кризис выиграют от этого", - отмечает г-н Дженкинс. Цепочкам также проще привлекать группового клиента, за счет которого получается нарастить оборот.
Однако несмотря на все усилия отельеров, показатели их работы остаются невысокими по сравнению с предыдущими годами. По мнению г-на Гендельсмана, начало 2009 года было наиболее тяжелым временем для российских отельеров за последнее десятилетие. "Если сравнить показатель дохода от номеров по 27 гостиницам (7039 номеров), по которым проводился анализ в первом полугодии 2008 и 2009 годов, в нынешнем году гостиницы недополучили 100 млн долл.", - подсчитал г-н Дженкинс. По его словам, в рублевом эквиваленте снижение выручки объектов составило 38%, а в долларовом - 54%.
НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО