Кризисные явления изменили рынок офисной аренды
Арендаторы офисных помещений, говорит Елена Шевчук, партнер, вице-президент по коммерческой недвижимости GVA Sawyer, сегодня делятся на две категории: тех, кто переезжает в более дешевые помещения меньшей площадью в целях уменьшения затрат на аренду, и тех, кто, имея возможности, использует ситуацию на рынке для получения лучшего предложения по сниженным ценам. Первая категория арендаторов, по словам эксперта, очевидно доминирует. "Поэтому основным спросом пользуются небольшие офисные блоки - порядка 500-1000 кв. м, с уже выполненной отделкой, в действующем здании с качественной управляющей компанией. Средняя ставка аренды в хорошем бизнес-центре рассматривается арендаторами в диапазоне 650-750 за кв. м в год + НДС + эксплуатация", - отмечает она.
Действительно, если раньше офисные площади было принято сдавать большими площадями и без отделки, а ремонт помещения ложился на плечи арендатора, то сегодня, по мнению экспертов, сдать офис "под чистовую отделку" практически невозможно. "Нежелание арендаторов иметь дело с такими помещениями вполне объяснимо, - считает Марина Великорецкая, генеральный директор Colliers International FM. - Строительно-отделочные и монтажные работы требуют серьезных финансовых вложений. В ситуации экономической нестабильности желающих потратить деньги на отделку арендуемого офиса немного. Сегодня практически все арендаторы ищут готовые помещения, в которые можно въезжать и сразу же начинать работать".
Помимо того что арендаторов стали интересовать лишь готовые помещения, изменилось и их отношение к расположению и качеству офисов. "Если до кризиса качественные офисы могли рассматриваться как в центре, так и на окраине, то сейчас тенденция такова, что все предпочитают центр", - говорит Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. Исключения, по его мнению, составляют случаи, когда для арендатора стратегически важно размещаться в каком-то конкретном месте. "Таким образом, компании выбирают сейчас самое лучшее - наиболее качественные и удачно расположенные объекты. В разрезе этой тенденции мы вернулись года на четыре назад, когда местоположение было одним из ключевых факторов при выборе офиса", - отмечает он.
Однако, по мнению некоторых экспертов, престижность бизнес-центра имеет уже не столь большое значение, как раньше. "Компании отказываются от аренды дорогих офисов, предпочитая более дешевые варианты, закрывают дополнительные и бэк-офисы", - рассказывает генеральный директор "Эспро Девелопмент" Виталий Антонов. По его мнению, компании, которые стремятся остаться в представительском офисе, сохранив место и класс, сегодня, как правило, идут на сокращение арендуемых площадей и ведут переговоры с собственниками объектов о снижении арендных ставок.
И, надо сказать, собственникам, особенно "переоцененных" в докризисные времена офисов класса "А", приходится серьезно снижать стоимость, чтобы удержать арендаторов. Сейчас на рынке образовался существенный разброс цен во всех классах коммерческой недвижимости, соответственно, покупатель может искать и выбирать объект, в котором, по его мнению, цена соответствует качеству. К примеру, по словам Омара Гаджиева, в классе "В" такой разброс по стоимости составляет от 200 до 650 долларов за кв. метр в год в зависимости от местоположения. "На волне роста рынка, который мы наблюдали последние несколько лет, когда легко и быстро сдавались практически все площади, компании гораздо меньше обращали внимание на какие-то конкретные характеристики, - поясняет эксперт. - Важно было просто найти что-то более-менее приемлемое и сесть, пока цены не выросли. А сейчас арендаторы более тщательно рассматривают соответствие характеристик заявленной стоимости".
Основная тенденция на рынке офисной аренды заключается в том, что арендаторы стали более требовательны к выбору помещений. И в этом нет ничего удивительного: кризисные явления перевернули все "докризисные" тенденции с ног на голову. И если раньше арендаторам приходилось "резервировать" площади еще на стадии котлована будущего бизнес-центра, то сегодня арендодателям приходится "заманивать" клиентов даже в уже давно построенные качественные офисы.
Ольга Петрова