Строительство отойдет в Москве на второй план
Сегодня московское правительство рассматривает программу социально-экономического развития Москвы на 2006–2008 гг. Как сообщил накануне первый заместитель мэра Юрий Росляк, столичное правительство в предстоящую трехлетку намерено сосредоточиться на двух вещах: традиционном росте доходов населения и нетрадиционном привлечении инвестиций в различные инфраструктурные проекты вроде электросетей и автомоек.
«За предыдущую трехлетку нам удалось обеспечить рост валового регионального продукта на 30%, – сообщил накануне Юрий Росляк. – И мы реально ставим задачу его удвоения к 2010 г. Это позволит нам обеспечить рост доходов. В частности, мы планируем удвоить доходы населения, занятого в бюджетной сфере: к 2008 г. уровень оплаты первого, самого низкого, разряда в тарифной сетке должен соответствовать прожиточному минимуму. В 2005 г. мы планируем обеспечить рост доходов населения на 40%, в 2006 г. – на 30%». При этом планируется, что реальные доходы населения должны вырасти на 22-27%. Правительство прогнозирует структурные сдвиги в расходах населения, в частности увеличение доли средств на оплату новых видов услуг.
Расходы же населения, по всей видимости, вырастут за счет увеличения стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Так, если в 2004 г. среднегодовая стоимость услуг ЖКХ для населения в расчете на кв. м в месяц составила 21,9 руб., то в 2005 г. ожидается 29,21 руб., в 2006 г. – 36,64 руб., в 2007 г. – 45,93 руб., в 2008 г. – 57,33 руб. Таким образом, рост стоимости услуг ЖКХ к 2008 г. составит около 100%, доля населения в оплате услуг повысится с 55 до 73%. При этом Юрий Росляк, невзирая на эти цифры, утверждает, что рост стоимости услуг ЖКХ будет осуществляться пропорционально росту доходов населения. Последние, как уже говорилось выше, вырастут к этому времени чуть более чем на 20%. Впрочем, это все равно меньше, чем в целом по стране, где уже в этом году администрации начали переводить население на 100%-ную оплату и повышать тарифы.
«Экономическая политика города будет ориентирована на привлечение инвестиций в развитие энергетического комплекса и ЖКХ, – сообщил Юрий Росляк. – В частности, мы планируем привлечь средства частных инвесторов в реконструкцию лифтового и сетевого хозяйства». Процесс привлечения инвесторов предполагается осуществлять посредством выставления объектов на конкурс: в последнее время московское правительство сделало конкурсы «священной коровой» и стремится абсолютно все заказы распределять через них. При этом предполагается, что вся жилищно-коммунальная инфраструктура останется в собственности города, а гарантией обеспечения возвратности инвестиций, по мысли Юрия Росляка, станет денежный поток от эксплуатации инфраструктуры. При этом г-н Росляк уверен, что данная схема возможна, и в качестве примера приводит эксплуатацию лифтового хозяйства Москвы, которой занимаются две коммерческие организации именно на предложенных условиях. «Они (инвесторы) готовы вкладывать средства в то хозяйство, которое они обслуживают», – сообщил Юрий Росляк.
На таких же условиях предполагается привлекать инвесторов в электроэнергетику, что после недавнего кризиса актуально. Московское правительство, как сообщил г-н Росляк, провело инвентаризацию сетевого хозяйства. Однако на вопрос, какова степень износа, он отвечать не стал, заметив лишь, что она «разная». Впрочем, правительство и не собирается привлекать инвесторов к модернизации имеющегося хозяйства. Речь идет о развитии, то есть строительстве дополнительных мощностей. «Например, у нас уже есть четыре компании-претендента, которые готовы заняться строительством дополнительных генерирующих мощностей», – сообщил Юрий Росляк.
Кроме того, на конкурс предполагается выставить различные трансформаторные подстанции и сетевое хозяйство. Ежегодно в эту сферу планируется привлекать по 5-10 млрд руб. Этим интересы московского правительства в энергетике не ограничатся. «Город имеет полное основание получить контрольные пакеты в дочерних обществах «Мосэнерго», которые будут созданы в результате реформы», – заявил г-н Росляк. Напомним, что контроль над «Мосэнерго» является давней целью столичного правительства, к которой оно движется с переменным успехом. При этом г-н Росляк подчеркнул, что создание за счет инвесторов дополнительных мощностей и сетей отнюдь не является попыткой организовать альтернативную энергосистему в российской столице. «Это технически невозможно, – сказал он. – Но строительство дополнительных генерирующих мощностей и развитие сетевого хозяйства позволит нам диверсифицировать имеющиеся риски, связанные с энергосистемой города».
Помимо сетей город в ближайшее время планирует развивать систему автомобильных моек в городе. «Уже в 2006 г. мы планируем выставить на конкурс порядка сотни площадок для строительства автомоек, – сказал Юрий Росляк. – При этом мы планируем их создать уже в течение 2006 г.». По словам заместителя мэра, уже сейчас есть инвестор, готовый построить автомойки сразу на трехстах площадках. Однако решение о его привлечении пока не принято. Г-н Росляк утверждает, что все площадки будут выставлены на конкурс. Кроме энергетических и коммунальных инфраструктурных проектов правительство Москвы также планирует заниматься дорожным строительством в городе: в частности, начать строительство четвертого транспортного кольца.
Елена Тофанюк