Засекреченная "коммуналка"
Вчера в здании Правительства Москвы на Новом Арбате фонд "Коммунальная культура жизни" провел экспертный семинар "Приоритеты жилищно-коммунального комплекса Москвы". В течение трех часов столичные чиновники и эксперты в сфере ЖКХ пытались решить, в каком направлении должна развиваться в России вообще и в столице в частности реформа жилищно-коммунального хозяйства. В результате выяснилось, что сама суть реформы большинству россиян не ясна.
"Реформа ЖКХ – это прежде всего реструктуризация предприятий комплекса, которая должна дать повышение эффективности, а также улучшение качества услуг", – такими словами открыл вчерашний семинар "Приоритеты жилищно-коммунального хозяйства" председатель совета фонда "Коммунальная культура жизни" Наиль Гайнутдинов. В то же время он отметил, что подавляющее большинство россиян ассоциируют жилищно-коммунальную реформу с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100%-ную оплату. Согласно недавнему социологическому опросу, проведенному специалистами фонда в Москве, порядка 70% жителей столицы даже не заметили, что реформа ЖКХ в городе идет больше 10 лет. 90% опрошенных москвичей заявили, что если она и идет, то только в одном направлении – повышении тарифов на услуги. При этом 91% жителей столицы относятся к этому негативно.
В настоящее время Москва является одним из немногих городов России, где жилье и коммунальные услуги оплачивает порядка 98% населения, сообщила заместитель руководителя ГУ "Центр реформ ЖКХ" Ирина Шрамко. К увеличению квартплаты на 50%, как показали данные опроса фонда "Коммунальная культура жизни", морально готовы 61% москвичей. Еще 26% горожан платить такие деньги за услуги ЖКХ и жилье будут, но весьма неохотно, при этом они начнут искать способы снижения платежей за счет субсидий, льгот и так далее. Если плата за жилье и услуги ЖКХ в Москве возрастет в два раза, лояльных плательщиков, готовых безропотно выкладывать требуемую сумму, останется всего 38% – 31% москвичей озаботятся снижением квартплаты за счет субсидий, 3% займутся поисками более дешевого жилья. 19% горожан станут выступать против повышения квартплаты различными способами, а 9% вообще перестанут платить.
По мнению исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии Игоря Башмакова, государство, разрабатывая нормативы перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКХ, слишком завысило процент коммунальных платежей в общем доходе семьи. "Ни один человек не согласится отдавать за услуги ЖКХ 22% своих денег", – пояснил он. В качестве примера эксперт привел европейские страны, граждане которых реально платят за услуги ЖКХ не больше 7% от общего бюджета семьи. "Кстати говоря, если взять реальные доходы москвичей, то окажется, что их расходы на квартплату также не превышают этой цифры, – уверен он, – в отличие от большинства провинциальных городов России, где зарплаты ниже, а стоимость коммунальных услуг выше".
"Сегодня эффективность жилищного комплекса во многих муниципалитетах России крайне низка, – считает Наиль Гайнутдинов. – Существуют многочисленные "черные дыры", в которые уходят и ресурсы, и деньги жильцов". Это является основным фактором, который влияет на постоянный рост цен. "Практика показывает, что элементарное наведение порядка в ЖКХ приводит к тому, что тарифы снижаются, а не повышаются", – продолжил он.
В связи с этим на первое место выходит проблема замены административной системы управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства системой рыночных отношений, уверен директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Сергей Сиваев. Но нужно четко разграничивать жилищный и коммунальный комплексы, так как это совершенно разные вещи, хотя и входят в одну структуру. "Управление жилищным сектором зависит не столько от власти, сколько от собственника жилья, кем бы он ни был, – пояснил эксперт. – В отличие от жилищного, коммунальный сектор – это сектор естественных монополий, в котором ответственность местных властей закреплена законодательно". Нужно демонополизировать коммунальный сектор, преобразовать унитарные предприятия, которые в нем работают, в акционерные общества – это на сегодняшний день одна из самых главных задач. При этом важно, чтобы все участники системы управления ЖКХ понимали свой интерес и свою меру ответственности. Только тогда рынок заработает.
Как считает генеральный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства Игорь Бычковский, в рамках реформы в структуру ЖКХ необходимо привлекать частных инвесторов. Причем надо добиваться, чтобы инвестиции шли не на строительство новых мощностей, а в первую очередь на замену изношенных фондов и модернизацию оборудования. В Москве уже есть положительные примеры сотрудничества частного бизнеса и властей. Например, иностранные компании построили современные очистные сооружения в Южном Бутово и Зеленограде, идет реконструкция теплосетей. "Инвесторы чуть ли не в очередь стоят, чтобы построить в Москве мусоросжигающие производства", – со своей стороны рассказал первый заместитель начальника управления координации деятельности комплекса городского хозяйства Сергей Павловский. По его данным, в ЖХК столицы инвесторы уже вложили порядка 1-2 млрд евро и готовы вложить еще 3-4 млрд евро. В то же время, как показал опрос фонда "Коммунальная культура жизни", только 26% москвичей, то есть каждый четвертый, знает о приходе частного бизнеса в ЖКХ как о важном направлении реформы отрасли. При этом 46% из них относятся к этому негативно.
"Говоря о реформе ЖКХ и о рынке жилищно-коммунальных услуг, мы постоянно забываем о потребителе, – уверен Игорь Башмаков, – он в России лишен всех рыночных прав: не знает, сколько товара (тепла, воды, газа и так далее) ему отпустили, не может влиять на тарифы". "У государства одна задача – заставить потребителя оплачивать 100% стоимости услуг, а за что – не ясно", – уверен г-н Башмаков. По мнению специалиста, именно поэтому в последнее время жильцов многоквартирных домов (а в Москве других, в общем-то, и нет) спешными темпами заставляют вступать в товарищества собственников жилья. А дальше они либо своими силами будут пытаться управлять недвижимостью, не имея при этом ни знаний, ни опыта, либо им придется нанимать для этих целей управляющую компанию. "А где ее взять? И кто даст гарантию, что она будет работать лучше ДЕЗа?" – спрашивает Игорь Башмаков.
Ситуацию с управляющими компаниями в Москве взялся объяснить Сергей Павловский. По его данным, в столице в настоящее время полным ходом идет акционирование ДЕЗов, которые после реорганизации по заказу жильцов могут взять на себя функции управления многоквартирными домами, тем более что и население им больше доверяет, чем частникам. Кроме того, свои управляющие компании имеют многие крупные строительные фирмы, им также интересно и выгодно работать на этом рынке, то есть не только строить дома, но и управлять ими. Однако простым москвичам никто не объяснил, что согласно новому жилищному кодексу выбор управляющей компании должен быть ими сделан уже к марту 2006 г. Согласно опросу, 77% респондентов уверены, что это произойдет не раньше, чем через три года, если вообще произойдет.
"В реализации реформы ЖКХ нужен комплексный подход, – уверена Ирина Шрамко. – Это позволит наиболее мягко внедрить новый жилищный кодекс". По ее мнению, в Москве разработана одна из наиболее работоспособных моделей реформы ЖКХ. "Например, мы вводим в эксплуатацию общедомовые и квартирные приборы учета потребления воды и тепла. Этим мы убиваем сразу двух зайцев, – пояснила г-жа Шрамко свою мысль. – Люди начинают тратить денег меньше, так как платят не по завышенным нормативам, а за реальное потребление услуги и потому начинают экономить. В то же время у нас появилась возможность отслеживать потребление и качество коммунальных услуг в каждом отдельно взятом доме". Согласно планам столичного правительства, большинство домов должно быть оснащено счетчиками до 1 сентября 2005 г.
Самая большая проблема Москвы, как это ни странно, состоит в том, что городскому комплексу жилищно-коммунального хозяйства не хватает квалифицированных кадров. Г-жа Шрамко уверена, что рыночным отношениям в ЖКХ необходимо обучать и представителей органов власти, соприкасающихся с жилищно-коммунальной сферой, и представителей бизнеса. Им надо объяснить, что цель реформы ЖКХ – это не бесконечное поднимание тарифов (тут г-жа Шрамко процитировала высказывание мэра Лужкова трехлетней давности), а «создание достойной среды обитания». "Нужно, чтобы одни умели принимать верные законодательные акты, помогающие реализации реформы, а другие – зарабатывать деньги на рынке услуг ЖКХ", – пояснила она.
Как показали результаты социологического опроса фонда "Коммунальная культура жизни", простым москвичам также не помешает "коммунальный ликбез". Как выяснили участники семинара "Приоритеты жилищно-коммунального комплекса Москвы", население города совершенно не знакомо с целями и задачами реформы ЖКХ. Это настраивает людей на негативное отношение к любым изменениям в структуре отрасли. Однако мнению экспертов, «население может позитивно оценить многие элементы реформы ЖКХ, но только при эффективном их осуществлении». А как этого добиться, участники процесса пока что не знают.
Ирина Мандрик