Что нужно знать о реформе ЖКХ
До 1 марта 2006 года жильцы каждого московского дома обязаны выбрать себе управляющую компанию. Эксперты фонда "Коммунальная культура жизни" полагают, что многим эта задача будет не по силам и разворачивает программу поддержки и просвещения москвичей относительно их законных прав.
Как показали данные социологического опроса, проведенного фондом, подавляющее большинство москвичей страшится самого этого выбора, и предпочло бы, чтобы и после назначенной законом даты все оставалось по-прежнему. Ради сохранения призрачной стабильности жизни они даже готовы мириться с некачественной работой ДЕЗов, кучами мусора под окнами, загаженными подъездами и хамством пьяных сантехников.
Перспектива получить взамен те же, а может и более качественные услуги, но по навязанной и намного большей цене пугает их куда больше уже привычного зла. Правда, при этом граждане не учитывают, что сами ДЕЗы первыми готовы преобразоваться и уже активно преобразовываются в частные управляющие компании. И если мы не начнем сами активно использовать свое право на выбор, они сохранят свою монополию и как раз тогда и взвинтят тарифы, не поднимая качества услуг. Но как нам воспользоваться своими правами?
- Хотя права каждого по новому Жилищному кодексу РФ достаточно широки, - говорит председатель совета фонда Наиль Гайнутдинов – воспользоваться ими на практике один, отдельно взятый жилец многоквартирного дома не в состоянии. Единственным возможным путем их реализации является сегодня товарищество собственников жилья.
Однако для создания ТСЖ необходима инициативная группа жильцов, которая созовет учредительное собрание. Она должна заранее разослать приглашения на собрание всем жильцам заказным письмом или вручить под расписку. К каждому приглашению должен также прилагаться проект устава ТСЖ и желательно – бланк заявления о вступлении в его члены. Если решение об образовании ТСЖ принято и правление избрано, последнее должно собрать пакет учредительных документов и направить его для регистрации в Инспекцию Министерства по налогам и сборам. И лишь после признания ТСЖ юридическим лицом и получения печати можно приступать непосредственно к выбору форм управления домом на новом собрании жильцов.
Но это все – теоретически. А на практике не так-то легко собрать жильцов дома с двумя-тремя сотнями квартир в количестве больше двух человек и вообще о чем-то договориться – даже о таком простом деле, как сбор средств на починку домофона, не говоря уже о выборе управляющей компании. Особенно не просто сделать это в новостройках, куда не все квартировладельцы еще въехали, а въехавшие пока не знают друг друга.
Добавим к этому, что, если не все квартиры еще проданы, их владелец – сам застройщик, заинтересованный в том, чтобы покрыть все свои "недоделки" за счет жильцов. Во многом с этой целью строительные компании сами активно создают теперь управляющие компании и на общих собраниях, несомненно, станут лоббировать именно их.
Но еще опаснее то, что, как показывает печальный опыт 90-х годов, на новые рынки в России первыми выходят недобросовестные предприниматели.
Вспомним "пирамиды", которые возникли когда россияне решили что деньги надо выгодно вложить. Не придут ли такие же "пирамиды" и в ЖКХ? Не организуют ли они среди доверчивых хозяев квартир "свои" собрания, на которых убедят выбрать самих себя? И чем может закончится такая их деятельность для дома и для жильцов? И кому в этом случае жаловаться – президенту, правительству, Госдуме? Едва ли они со своих "олимпийских высот" услышат голос простых граждан. До сих пор, во всяком случае, подобных прецедентов не было. Только город может защитить – городские власти не на словах ближе к народу.
- Жители привыкли, что за безопасность их проживания в доме отвечает город – говорит Наиль Гайнутдинов – Да, с нынешними реформами, прописанными в Жилищном кодексе, от этой привычки придется отказываться (там написано, что теперь мы будем отвечать за свои дома сами). Но недопустимо бросать неподготовленных людей в пучину дикого рынка. Пока они набираются опыта жить в рынке, город должен взять на себя функции по "регулированию" этого рынка. И руководство Москвы, осознавая свою ответственность за судьбу горожан, делает все от них зависящее, чтобы оправдать их доверие.
Что же на практике предпринимают в этом направлении руководители города? Фонд "Коммунальная культура жизни", созданный работниками ЖКХ с многолетним стажем, стал одной из уполномоченных организаций мэрии и правительства Москвы по вопросам не только выработки оптимальной для столичных условий стратегии реформы, но и по решению проблемы информирования и обучения москвичей, как организовывать ТСЖ и выбирать управляющую компанию. С этой целью он проводит целый ряд специальных мероприятий.
В частности, с начала июля фондом открыта "горячая линия" по вопросам реформы ЖКХ. По многоканальному телефону номер 788-16-46 горожане могут круглосуточно адресовать специалистам фонда, а через них и городским властям свои вопросы, жалобы и предложения. В ночное время на линии работает автоответчик.
Фондом "Коммунальная культура жизни" начата реализация массовой образовательной программы для активистов ТСЖ и работников московских муниципалитетов, в рамках которой все, кому на практике предстоит реализовывать реформу, смогут пройти соответствующий курс обучения.
- Главное сегодня для москвичей – пережить становление рынка коммунальных услуг, - утверждает Наиль Гайнутдинов – В дальнейшем, здесь, как и в других сегментах экономики возникнут цивилизованные механизмы саморегуляции. Это, в первую очередь, ассоциации потребителей коммунальных услуг, способные защитить нас от произвола недобросовестных управляющих компаний. Кроме того, как показывает практика, сами коммунальщики начнут со временем объединяться в сообщества, обеспечивающие самоочищение их рядов. Однако все это возникнет не сразу.
И наша задача – помочь людям отстоять свои права здесь и сейчас и подготовить становление нового цивилизованного рынка в сфере ЖКХ. Вот почему наш мэр принял мудрое решение не допустить единовременного перехода на стопроцентную оплату услуг ЖКХ с нового года и сохранить все действующие в Москве льготы по их оплате минимум еще на два года. С экономической точки зрения, считает глава фонда, подобный "большой скачок" не оправдан, поскольку пока не до конца установлено, из чего вообще складываются размеры коммунальных тарифов. Отведенная нам двухлетняя передышка для того и нужна, чтобы выявить по отрасли скрытые резервы экономии. Тогда и впоследствии повышение тарифов может оказаться не обязательным. Если оно и произойдет, то лишь настолько, чтобы москвичи могли получить дополнительные услуги ЖКХ.
- Мэр, - считает г-н Гайнутдинов – экономически обоснованно требует, чтобы реальные доходы граждан опережали рост тарифов. Если свести реформу к простому взвинчиванию цен, то она не только будет дискредитирована в глазах народа, но и не принесет ЖКХ ожидаемых доходов – люди просто не смогут заплатить.
В этой связи он призывает всех активных, неравнодушных граждан обращаться в фонд "Коммунальная культура жизни" за помощью и советом. Без ответа ни одно обращение, заявляет он, не останется.