Подмосковье сплетет логистическую сеть
Подмосковные власти решили упорядочить строительство складов в области. Вчера министр экономики региона Валерий Фильченков объявил о начале разработки специальной программы по развитию транспортно-логистической системы на 2006–2010 годы, которая предполагает регулирование арендных ставок на складские площади, а также строительство около 30–40 логистических центров. Эксперты полагают, что, несмотря на эти меры, в Подмосковье сохранится дефицит складских площадей и, соответственно, рост арендных ставок.
По словам Фильченкова, на данный момент уже готова предварительная концепция программы, которая предполагает создание сети из 30–40 логистических центров до 2010 года. "Мимо подмосковного бизнеса проплывают транзитные грузопотоки, которые при наличии в области развитой транспортно-логистической сети, могли бы обслуживаться на ее территории", — заявил вчера Фильченков. Таким образом, и область, и бизнес теряют деньги.
Предположительно до конца 2005 года в Московской области будет введено около 600–700 тыс. кв. м складских площадей класса А и В. При этом, по оценкам экспертов рынка недвижимости, уровень спроса на них оценивается в диапазоне 1 млн кв. м. Внедрение новой программы в том числе нацелено на планомерное увеличение этих площадей. Разработка программы будет осуществляться за счет внебюджетных средств.
По словам Фильченкова, правительство озаботилось созданием этого документа в связи с тем, что из-за нехватки складов, уровень арендных ставок в Подмосковье стал одним из самых высоких в Европе. Кроме того, основные радиальные транспортные магистрали перегружены, а дорожная сеть заполнена неравномерно, так как около 60% промышленного потенциала Подмосковья сосредоточено на востоке и юго-востоке.
Участники рынка пока не понимают, как именно станет работать эта программа. "Столичные власти вряд ли смогут регулировать рынок. В этом случае (если они хотят, чтобы рынок развивался в правильном направлении) в первую очередь надо обеспечить выделение качественных земельных участков под склады. Таким образом, можно регулировать их распределение по всему региону", — говорит старший консультант по индустриальной и складской недвижимости компании Knight Frank Алексей Новиков.
"Области необходимы от 1,5 млн кв. м до 2,5 млн кв. м складских площадей", — сообщила "Бизнесу" директор по маркетингу компании "Кулон" Марина Мазур. Считается, что острее всего недостаток логистических комплексов чувствуется на северном, северо-западном, южном и юго-восточном направлениях. "Однако я вижу, что многие клиенты — например, крупные торговые сети— нуждаются в складах по всем направлениям", — продолжила она. "Сегодня средние ставки аренды колеблются на уровне 115–125 долл. за квадратный метр в год. Не думаю, что в ближайшее время предложение складских площадей существенно увеличится", — добавил Новиков.
В этом чиновники согласны с экспертами. Как заявил вчера Валерий Фильченков, несмотря на принятие программы, в Московской области дефицит складов сохранится на протяжении ближайших пяти лет.
Николай Дзись-Войнаровский